Медиакарта
3:45 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Война и мир Александра Шахтарина

09:32 | 13 февраля 2024

Горожанин Александр Шахтарин 35 лет назад ходил афганскими тропами. Эти страницы из прошлого настолько чётко отпечатались в памяти, что, вспоминая их, он будто читает наизусть повесть. Повесть о своей молодости.

– Ещё в 1985 году на приписной комиссии меня зачислили в команду «20А». На военном языке это означало, что я могу служить за рубежами Союза – в ГДР, Монголии, на Кубе… Но я почему-то сразу сказал: «А» – это  значит Афганистан».

Александр Шахтарин вообще не должен был попасть в воюющую южную страну. После школы он поступил в тюменское железнодорожное училище. В то время будущие машинисты имели отсрочку от службы в армии.

– Но осенью 1987 года я сам пришёл в военкомат и сказал, что хочу служить с ровесниками и друзьями, –  говорит Александр Васильевич.

Тюменских новобранцев отправили в учебку в узбекский город Термез, который соседствует с Афганистаном. Хоть молодым солдатам и говорили, что на войну они не успеют, но готовили их старательно.

В мае 1988 года Александра Шахтарина с товарищами отправили на самолёте в Кабул.

– Посадку в афганской столице трудно забыть, – рассказывает Александр Васильевич. – Аэродром там расположен в долине между горами, на которых душманы с ракетными комплексами «Стингер» пошаливали. Самолёт снижался очень быстро. Вокруг вертолёты летали, термоловушки разбрасывали, чтобы можно было, если что, ракету от нашего борта отвести. Нас, естественно, об этом никто не предупредил. Мы с ребятами даже подумали, что падаем…

Служил А. Шахтарин в 45-м отдельном инженерно-сапёрном полку в городе Чарикар. Вместе с однополчанами наш земляк должен был обеспечивать безопасность стратегического шоссе, которое шло из Кабула на север, к советской границе.

Помнит А. Шахтарин, как впервые отправился на инженерную разведку. Это даже не боевой выход был – всего несколько сотен метров грунтовки от ворот части до шоссе. Но солдат сразу почувствовал, как кипит адреналин в крови – здесь уже не полигон и мины не учебные.

А потом началась боевая работа. Сапёры сопровождали колонны, уничтожали неразорвавшиеся боеприпасы, попадали под обстрелы.

– Не забуду, как однажды сломался наш бронетранспортёр, –  вспоминает Александр Васильевич. – Колонна и не подумала останавливаться – на марше это опасно – проехала мимо. Вскоре остались мы на дороге одни. А машина не заводится никак. Смотрим, недалеко куда-то «духи» идут. Командир сказал нам  сидеть, делать вид, что занимаемся ремонтом, и душманов не замечать. А сам остановил местный грузовик и поехал за помощью. Мы сидим, ждём, в зубах крови нет. А душманы идут весёлые, нам руками машут… Насилу дождались боевую машину пехоты, которая нас на блокпост утащила.

Тем временем вывод советских войск из Афганистана заканчивался, сапёры водили колонны на север, к границе. Но вот вернуться в Союз со своим полком у Александра Шахтарина не получилось. Боец загремел в больницу 10 февраля 1989 года. После госпиталя в Ташкенте нашего героя вскоре отправили в снежную Карелию. Там солдат и дослужил до демобилизации.

Вернувшись домой, А. Шахтарин сел в кабину локомотива. Водил поезда по Транссибу и одновременно учился заочно в Екатеринбурге на техника-электромеханика. В 1993 году Александр Васильевич устроился работать в РЭС (районные электрические сети) в Заводоуковске. Сейчас он главный инженер Южного территориально-производственного объединения.

А ещё без малого 14 лет Александр Шахтарин возглавляет местную организацию ветеранов войны в Афганистане. В день 35-летия вывода советских войск из этой страны, 15 февраля, он вместе со своими товарищами обязательно придёт в сквер воинской славы, чтобы вспомнить юность, отдать долг памяти погибшим братьям по оружию.

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ. Фото Ольги Мясниковой