© 2001-2025 Сетевое издание Тюмень Медиа.
При использовании материалов ссылка обязательна.
Главный редактор Е.В. Стрельцова, e-mail t-l@obl72.ru, тел. (3452) 49-00-05
Информационная лента выходит при финансовой поддержке правительства Тюменской области.
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС 77-67413 от 13.10.2016 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ГАУ ТО "ТРИА "ТюменьМедиа"
На самолёт была вся надежда
В районной газете за 22 июня 1989 года прочитала объявление: «Вниманию пассажиров Аэрофлота. Выполняются прямые рейсы Викулово – Тюмень без захода в г.Ишим. Время вылета первого рейса 8 часов 10 минут, второго – 14 часов (время московское). Дни вылета второго рейса – понедельник, среда, воскресенье. Выполняются рейсы на Тобольск, Ишим, Усть-Ишим, Н. Березовку, Ермаки, Озерное. Просьба заявки на билеты подавать заранее. За справками обращаться в аэропорт Викулова», указан номер телефона.
Да уж, сегодня молодому поколению живущих в Викуловском районе трудно представить, что в наших краях был аэропорт, и народ из Викулово на самолётах летал! Уж какие это были самолёты и услуги Аэрофлота, другой вопрос, но ими пользовались сельские жители особенно в бездорожье, когда не было никакой надежды на автомобильное и автобусное движение, а уехать надо было срочно. Я несколько раз летала до Ишима на АН -2, его ещё называли «кукурузником». Скажу прямо, мало приятного было от этой поездки: болтает во все стороны, тошнёхонько, но зато только самолёт быстро доставит до места, а все неудобства можно было пережить.
Менялись названия организаций гражданского воздушного флота. В 1960 году создано Уральское управление гражданского воздушного флота, лётная площадка «Ишим» приписана к Тюменскому аэропорту.
В Викулово начальником аэропорта со времени его открытия был Абрамов Степан Николаевич. Было это в 1962- 63 годах. На аэродроме стоял вагончик, позднее построили здание аэропорта. Полёты начинались с рейсов на трёхместном ЯК -12, сначала и рация была установлена в доме Абрамовых. Степан Николаевич за день мог несколько раз проделать путь из аэропорта до автовокзала, чтобы собрать пассажиров – не все тогда знали, что в Викулово открылся аэродром и летает самолёт. Весть эта разлетелась по району, услуги самолёта стали более востребованы, появился АН -2, где пассажиров можно было взять 12 человек.
Желающих улететь на самолёте в то время было много. Начальник был и за кассира, и за рабочего, его позывной «Лихач». Летом надо было территорию косить, благоустраивать, зимой – печи топить, снег убирать, в любое время года на лётной площадке должен быть порядок, но главное – пассажиров привлечь, встретить и проводить так, чтобы все были довольны и в дальнейшем снова пользовались услугами авиации.
Дочь Степана Николаевича Ольга Абрамова, моя ровесница, помогала отцу в работе, ей интересно было слушать и отвечать по рации, встречать и провожать самолёт на аэродроме, продавать билеты, наводить порядок в здании, общаться с пассажирами, отвечать на их вопросы. Взрослой, она продолжила его дело, окончила Ульяновскую школу высшей лётной подготовки и более 20 лет работала в Ишимском аэропорту, а когда аэропорт в девяностые годы закрыли, ушла на пенсию по выслуге лет.
Проживала семья Абрамовых в Викулово на улице П.Осипенко, 6, дом и сейчас стоит на этом месте. Ольга Степановна с гордостью вспоминает об отце, который всегда старался держать себя в хорошей физической форме, ему было далеко за семьдесят, когда он ходил на лыжах, любил рыбу ловить, трудился в меру своих сил.
В Ермаках очевидцы вспоминают, что аэропорт у них в селе открылся в семидесятые годы. В то время начинал там работать недолгое время Леонид Степанович Шипицын, потом начальником был Санников Владимир Прокопьевич, позднее его сменила Денисенко Вера Анатольевна, которая работала здесь в 1984 – 90 годы, недолгое время здесь трудилась и Зайцева Валентина Ивановна, а потом аэропорт в Ермаках закрыли.
-- Я помню наш аэропорт, мне тоже приходилось летать на самолёте. Из Ермаков до Ишима долетали за 45 минут, а до Викулово – за 10, было очень удобно, -- вспоминает Светлана Александровна Ожгибесова, глава Ермаковского сельского поселения.
Была взлётно-посадочная площадка и в Озерном. Аэропорт здесь открылся летом 1975 года, начальником работал Кривых Степан Петрович, в октябре 1985-го его сменила родственница Кривых Зоя Викторовна. В марте 1992 года она уволилась, потому что аэропорт закрыли. Жители Озерного вспоминают, что летали на самолёте до Викулово, Ишима, Тюмени, Тобольска и были довольны, что такая возможность у них есть. Это было настоящее путешествие, от которого получали массу впечатлений. Сначала в самолёте были боковые сидения, потом лёгкие кресла – уже удобнее летать. Разговорились про аэропорт, про то, как встречали и провожали самолёты. И давай вспоминать: была в Озерном общественная баня, столовая, что славилась на всю округу, были и МТМ, и ферма, и склады с зерном, и крепкий совхоз, другая жизнь была тогда в селе…
Работа аэропорта все годы его существования зависела от наличия пассажиров: есть они – значит, будет и самолёт! Билеты на самолёт можно было заказать по телефону заранее, пассажиров было много, план по их перевозке всегда перевыполнялся. Нередко рейсы задерживались из-за метеоусловий, случались неисправности у самолётов или их просто не хватало, чтобы отправить дополнительный рейс. Решением всех этих проблем приходилось заниматься начальнику аэропорта, для которого было важно отправить всех пассажиров до пункта назначения, а те всегда куда-то спешили, и вся надежда была только на самолёт.
В августе 1979 года в районной газете писали про наш аэропорт. В то время уже три года работал здесь начальником Анатолий Александрович Черданцев. Публикация называлась «Станция отправления – аэропорт», автор Валентина Хакимова. В те годы в аэропорту вместо старой аппаратуры была установлена новая, а у начальника появился помощник – радиомеханик Владимир Фёдоров. В здании оборудована комната для матери и ребёнка. Пассажирам хотелось большего: организовать бы автобусное движение до аэропорта, и буфет, и телефон – автомат здесь нужен. Свои предложения и замечания они высказывали в книге жалоб и предложений, которая была в аэропорту, но чаще благодарили за заботу и внимание со стороны руководства.
С мая 1984 до июня 1991 года работой аэропорта руководил Леонид Степанович Шипицын. В части здания аэропорта проживала его семья, а он всегда был на связи, на рабочем посту, оперативно реагировал на происходящие события, старался помогать людям, добиваясь дополнительных рейсов.
Всё меняется в жизни. Появились у нас в районе асфальтированные дороги, до Ишима в любую погоду уже можно было доехать без проблем, но главное - наступали непростые девяностые годы. Выжить малой гражданской авиации в то время было сложно, поэтому опустели аэродромы по всей округе, закрылся аэропорт и в Викулово, но не будем забывать о том, что он был, и самолёты летали над нашим небом!