I. Становление. Общее дело
Шёл 1954 год – очередной год пятилетнего плана экономического и социального развития СССР. Ещё ёмко ощущались вопросы, поставленные перед страной военным лихолетьем: нехватка материальных средств, инженерно-технических кадров, рабочей силы, плюс – обнищавшее колхозное крестьянство за годы Великой Отечественной… Но Советский Союз упорно двигался вперёд. Поднимались из руин целые города, возводились заводы и фабрики, гидроэлектростанции, ремонтировались и обновлялись железнодорожные магистрали и шоссейные пути. Держава переживала своё второе рождение.
Не оставался без внимания и вопрос реорганизации сельского хозяйства, поднятие его уровня до мировых стандартов. С этой целью правительство страны направляло в деревни и сёла своих лучших коммунистов, специалистов-аграрников, принимало все меры для поставок в хозяйства тракторов, комбайнов, автомобилей, строительства ремонтно-технических баз.
Не обошли стороной реформы партийных и советских органов и Тюменскую область с её хлеборобными районами, в том числе и Викуловским, в котором в те далёкие времена хронически не хватало даже самой примитивной техники. Вот что гласит выписка из решения Исполнительного Комитета Тюменского областного Совета депутатов трудящихся от 28 августа 1954 года № 549 (г.Тюмень): «На основании Постановления Совета Министров СССР от 22 июня 1954 года № 1240 разрешить Исполкому Викуловского райсовета депутатов трудящихся произвести отвод земельного участка площадью 1,5 га. Из землепользования колхоза имени Буденного под строительство Викуловской автороты». Так, в сентябре 1954 года на южной окраине с.Викулово был заложен «первый камень» под строительство автохозяйства, целью которого планировалось «…обеспечение вывозки грузов на железнодорожную станцию г.Ишима и отвозка со станции грузов в районы освоения целинных и залежных земель». Очень ответственные задачи того периода времени.
Из архивных документов автороты, датированных 23 числом сентября 1954 года:
«… Для выполнения всех плановых заданий предприятием получены 35 автомобилей ЗиС-5, 3 – ЗиС-15, 1 – ЗиС-150 (бензовоз), 1 – ГАЗ-51 (ремкомплектующий) и 1 – ГАЗ-АА (для нужд хозяйства). Территория для строительства производственной базы отведена на площади 1,5 га. Земли на левобережье реки Ишим (рядом с организацией «Заготзерно»). Работа началась…».
Работы по строительству материально-технической базы новорожденной Викуловской автороты «Союззаготтранс» начались сразу после принятия решения об её становлении без раскачки – в середине сентября 1954 года. Об этом свидетельствует докладная записка её командира – В.П.Печёрского Тюменскому управлению автотранспорта.
«…К ноябрю-месяцу построен склад-времянка для запасных частей, деревянный бокс на 31 машино-место, здесь же размещается токарный станок. В берегу реки Ишим пристроены времянки для ремонта аккумуляторных батарей, радиаторов, автокамер, проверки и наладки приборов электроконтроля. Из горбылей сооружена времянка-кузница и сварочный цех…».
Не забыл Вениамин Павлович сообщить в своём отчёте товарищам из управления и о людях Викуловского района, оказывающих различную помощь автороте на её начальной стадии рождения.
«…Районный комитет партии, в лице его первого секретаря М.И.Чазова, и райисполкома (Г.Д.Леонов) благотворно откликаются на любую нашу просьбу. Мы вместе строим планы на предмет расширения техбазы, привлекая к этому директоров МТС района и других организаций с.Викулово…».
Наряду со строительством базы, в автороте проводилась кадровая политика: подбирались специалисты разных профессий – механики, слесари, кузнецы, плотники, счётные работники и т.д. Так, к примеру, уже в сентябре техноруком (первым помощником В.Печёрского) был назначен Георгий Сергеевич Никифоров, начальником эксплуатации – Георгий Фёдорович Волынкин, бухгалтером – Г.Г.Жуков, контролёром-ревизором А.С.Алексеев, бригадиром строительного звена – В.И. Борков. Но главное внимание, конечно же, уделялось набору водительского состава. В этом, по словам командира автороты, ему неоценимую помощь оказывали сотрудники местной милиции и лично Иван Григорьевич Божко, её начальник, коммунист, фронтовик.
Первыми среди первых шоферов здесь были: Анищенко Фёдор Миронович, Алексишин Анатолий Максимович, Симбирёв Владимир Васильевич, Кашин Анатолий Максимович, Удрас Александр Августович ( в будущем – кавалер орденов «Знак Почёта» и Трудового Красного Знамени) и многие другие, которые работали на совесть, выполняя и перевыполняя сменные задания и социалистические обязательства.
Так, согласно отчётным данным, уже в первом году водителями автороты перевезено 26872 тонны сельскохозяйственных и промышленных грузов, выработан 1392241 тонно-километр!
Спустя три года, а точнее – 17 февраля 1957 года, Викуловская авторота была переименована в Викуловское автохозяйство, но задачи, стоящие перед её коллективом, остались прежними – работать на благо Родины.
II. На вершине славы. Ермольев
Бежало время. Росло и ширилось автопредприятие, хорошела его база. Уже было возведено капитальное строение для проведения технического осмотра машин, функционировала ремонтная мастерская, обновилась контора – служебные кабинеты администрации.
В апреле 1959 года был отозван в Тюмень для последующей работы в управлении В.П.Печёрский. Его должность занял Алексей Ермольев, работавший в автохозяйстве сначала кладовщиком, затем – диспетчером и начальником эксплуатации. Он с успехом повёл дело, начатое его предшественником. (Рассказ об Ермольеве – отдельно, Алексей Николаевич заслужил это).
Хозяйство преображалось на глазах. Вместе с десятком тёплых гаражей в 1961 году была смонтирована стоянка со шлако-щебёнчатым покрытием и, самое главное – с воздухоподогревом (на 58 машино-мест), который способствовал запуску автомобилей в зимнее время. (Характерно, что эта конструкция прекрасно работала до 1988 года!). На территории базы появился водопровод, следом – мойки для грузовиков; на краю – смонтирована пилорама, обустроены места для хранения леса и складирования пиломатериалов. Вокруг – чистота и порядок!
-- За порядком на территории Алексей Николаевич следил лично. Ранним утром, на заре обходил все площадки, и если чуть что не так – мусор, грязь, окурки валяются, масло разлито и т.п. – носом натычет, -- с улыбкой вспоминает прошлые времена старожил организации В.В.Шитов (в 1962-1965 годах – водитель, механик колонны; сегодня Владимиру Васильевичу – 83 года). Субботники, воскресники устраивали часто с привлечением комсомольцев, молодёжи райцентра, тротуары мастерили, аллеи из деревьев сажали… Самим нравилось, дисциплина – военная!
(Продолжение следует).