Медиакарта
6:37 | 26 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Веков ушедших отраженье

Веков ушедших отраженье
11:13 | 12 января 2010
Источник: Наша жизнь

История Казанской земли в документах, легендах и преданиях

История Казанской земли удивительная, интересная и очень давняя. Человек в наших местах жил много веков назад до нашей эры. Об этом свидетельствуют и сохранившиеся исторические документальные источники, и многочисленные стоянки, городища, оставленные древними обитателями края, которые постоянно мигрировали. Одни народности и племена сменялись другими.
Лесостепное Приишимье, которое раньше было северной частью Киргизского края, теперь наша с вами малая родина. Именно отсюда, как полагают учёные, началось движение на Запад венгерских и сибирских (башкирских) племён. А ещё с нашим краем легенды связывают историю сказочного народа «чудь». Теперь уже учёными установлено, что это племя выделялось среди азиатских народов не только внешним видом (русые волосы, голубые глаза, высокий рост), но и очень развитой культурой.
В наших краях народ «чудь» жил около двух веков. А с 119 года от Рождества Христова племя сошло с исторической арены. Часть его ушла на Запад, другая слилась с местными азиатскими племенами.
Некоторые учёные видят в чудских памятниках следы пребывания на нашей земле древних арийских племён, основываясь на сходстве предметов в исследованных городищах, а также близостью форм черепов. Можно предположить, что давние предки современных жителей Германии и Скандинавских стран когда-то проживали в наших краях. Вот такие интересные факты из древней истории нашей Казанской земли.
Её давнее прошлое ещё мало изучено. Лишь в 1998-1999 годах казанский отряд западносибирской археологической экспедиции института проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской академии наук провёл разведочные и стационарные полевые исследования в нашем районе, открыв большое древнее поселение. О жизни и деятельности древних людей свидетельствуют следующие доказательства: фрагменты посуды, изделия из камня, форма жилищ и так далее. Они позволяют сделать выводы, что данный народ в то давнее время уже прошёл несколько ступеней развития и культуры, выработал письменные знаки, обладал довольно развитыми промышленностью и искусством, имел свою религию и обычаи. Жил в больших поселениях, а жилища имел двух- и трёхкамерные» (Е.Н. Волков «Археологические исследования в Казанском районе Тюменской области в 1988-1999 гг.» Вестник археологии, антропологии и этнографии, 2001, №3, с.226–231).
Кстати, всё найденное в экспедиции при раскопках хранится в Казанском музее. А открыт этот памятник археологии близ Большой Ченчери.
Долгие века наша благодатная казанская земля «принимала гостями» многочисленные кочевые племена: керей, найманов, кыпчаков, аргынов, половцев. Все они, смешиваясь, позднее образовывали более крупные народности – киргизов, казахов, татар. Они промышляли в наших краях охотой, пасли скот. Побывали здесь и монголы.
Придворные летописцы рассказывали, что после нашествия монголов, когда наши места впервые увидел старший сын Чингизхана Джучи, он восхищённо сказал своим князьям-найонам: «Во всём мире не может быть земли приятнее этой, воздуха лучше этого, воды слаще этой, лугов и пастбищ обширнее этих». И это было не просто красивое восточное выражение, а глубокая оценка знатока, жившего у горных озёр Монголии, видевшего красоты природы Китая, сады Ургенча (Россия. Полное географическое описание нашего Отечества под общ. рук. П.Т. Семёнова – М, 1860, Санкт-Петербург, 1903 г.).
По нашей казанской земле в далёком прошлом вдоль западного берега Ишима проходил древний торговый путь, по которому следовали караваны со всевозможными товарами из Бухары, Ферганы и других среднеазиатских городов во вновь образованные сибирские поселения и остроги. В документах того времени читаем: «…Вывезены из Бухарии и из степи товары, а именно: бумаги прядённой белой 625 пудов, бумаги хлопчатой сырцу 25 пудов, быков киргизкайсацких больших 1420, зенделей или бурметов синих 4000, зелёных 2500 штук, зановесок выбойчатых бухарских большой руки 460, средней руки 635, малой руки 495 штук, кушаков бумажных малых 1200, куниц азиатских 242, лисиц 6000, рысей 1825, мерлушек киргизкайсацких чёрных 26000, чернобурых 20000, краснобурых 13000, … ревеню копытчатого 12 пудов…, халатов полушёлковых 5, алагейных 50, кутни полушёлковой 120 штук.
После тяжёлого и долгого пути по пустыням и степям, увидев здешние «райские места» с прохладной и чистой водой, обилием птицы и рыбы, лугами и сочной травой, лесом, где можно было укрыться от летнего зноя, караваны останавливались на отдых. И тут часто подвергались нападениям отрядов «степных немирных людей», которые «дабы поживиться» грабили торговцев, убивали или угоняли в рабство стражу. А ещё наши земли служили «степнякам» долгое время хорошим плацдармом для нападения на приграничные поселения и остроги (линия границы Российского государства проходила первоначально от Урала через Ялуторовскую, Коркину (г.Ишим), Абацкую (Абатское) слободы далее на Омск). Русские люди в наших местах селиться боялись. Сюда даже охотники и рыболовы из близлежащих слобод приходили крайне редко. Документы того периода часто указывают, сколько «мирных людей степные кочевники пленили или убили». И было так долгие века. Казанский «край зело богатый» с плодородными землями и рыбными озёрами дождался своих хозяев лишь в середине 18 века, когда с укреплением новых границ государства, южнее прежних, наша земля стала частью России.
Расширение границ Российского государства «побудило правительствующий сенат возложить окончательное обозрение этих мест на генерал-майора Киндермана, назначенного в 1745 году начальником войск в Сибири. Произведённые им в 1746 году исследования местности от Омска до урочища Звериная Голова дали возможность «…определить вновь предложенной линии (границ) самое наименьшее протяжение с соблюдением оборонительных и хозяйственных элементов».
В 1752 году правительствующий сенат, утвердив проект линии, представленный генерал-майором Киндерманом, указом от 28 февраля повелел:
1. Вести линию (границу) только одним строением крепостей, редутов между ними маяков, а именно: составить её из двух крепостей шестиугольных, девяти крепостей четырёхугольных, 33 редутов, 42 маяков.
2. Для поселения и работы привлечь регулярных и нерегулярных войск 3642 человека. 5. Строение линии (границы) поручить генерал-майору Киндерману вместе с сибирским губернатором А.М. Сухарёвым».
В исполнение этого указа линия была начата в том же году (Ф.Ласковский. Материалы для истории инженерного искусства в России. 4.3., Спб, 1865 г.). Но прежде правительствующий сенат предложил сибирскому губернатору тщательно осмотреть местность ишимской степи, «руководствуясь не удобствами, доставляемыми для развития поселений, а единственной мыслью – прочно прикрыть Тобольскую губернию от предполагавшихся в будущем набегов джунгар» (М.Красовский. Материалы для географии и статистики России. Область сибирских киргизов 4.1. Спб. 1868).
Наконец всё было изучено и согласовано. Документальные источники сообщают: «Ишимская линия, или ряд крепостей для защиты границ от набегов и грабежей средней Киргизской Орды, есть продолжение Оренбургской, а западный участок и Сибирской линии. Она была учреждена в 1752 году и простирается от Тобола до Иртыша,… на 350 вёрст, состоит из 8 крепостей и 17 редутов между крепостями, стоящими при озёрах до самого Петропавловска". (Из Полного собрания учёных путешественников по России. Записки путешествия академика И.П. Фалька т.6 - СпБ., 1824).
Получив Указ Сената, командующий войсками в Сибири генерал-майор Х.Х. Киндерман начал снаряжение экспедиции к месту строительства самой большой охранной российской крепости святых Петра и Павла (ныне город Петропавловск государства Казахстан).
В июле 1752 года экспедиция, в которую входили регулярные и нерегулярные войска, двумя колоннами двинулись из Утяцкой слободы к урочищу Звериная Голова и из Коркиной Слободы (г.Ишим) к урочищу реки Ишим. «Первые начали движение драгуны Луцкого полка. Вслед за обозом полка тронулись пешие солдаты Нотебургского полка. Замыкали колонну батальон Вологодского драгунского полка и выписные казаки Ишимского нерегулярного полка. В казачьем обозе на лошадях и быках везли взятые из военных складов в Коркиной Слободе небольшое количество инструментов и «укладного железа», продовольствия. Основная часть продовольственных припасов перевозилась («плавилась») в больших лодках («дощанниках»), которые влеклись «нерегулярными людьми» по реке Ишим.
Почти две тысячи людей продвигались осторожно, пересекая многочисленные речки и ручьи, овраги высокие, густые травы, в том числе и по нашей казанской земле. Опасности были рядом, везде блуждали дикие азиатские племена, особенной агрессией отличались джунгары (Госархив Омской обл. до 1. оп.1, д.28, л.140–142).
Строительные материалы, рабочая сила доставлялись в последующем в строящуюся крепость Петра и Павла из Коркиной Слободы (г.Ишим). Для этих целей был проложен тракт (частично использовалась древняя торговая бухарская дорога), по нему были организованы станцы (избушки для отдыха людей и загоны для скота). По тракту 18 столетия сейчас проходит автомагистраль из Тюмени через Ишим в город Петропавловск. К 1754 году крепость Петра и Павла и другие более мелкие российские приграничные крепости были частично отстроены. Завершению строительства помешали междоусобные войны киргизских племён. Плодородность почв, наличие пресных водоёмов, строительного леса вновь присоединённых к Российскому государству земель отметили не только губернские власти, но и крестьяне, бывшие на строительстве крепостных сооружений. И желающих переселиться на свободные земли Приишимья было много, но из-за незавершённости строительства пограничных укреплений губернская администрация была вынуждена строго запретить крестьянам перемену места жительства.
В 1754 году на свободные земли в наши края прибыл капитан Шустов с сопровождением, отправлен он был сибирскими военными линиями из города Тобольска «для составления плана местности и определения места для новых поселений». Что и было сделано.
В 1757 году с окончанием укрепления границы губернская администрация объявила запись желающих переселиться из малоземельных районов на новые земли Приишимья. А 10 июня 1758 года тобольский губернатор Ф.И. Саймонов издал «Указ о вызове охотников на переселение и разрешение выезжать на указанные места, где уже побывали офицеры, произвели наметку будущих улиц и разграничение усадебных мест».
Указ требовал поначалу переселять «одних желающих…охотников из тамошних обывателей…, чтобы не могло последовать крайнего изнеможения и убытку» (Госархив Омской области, фонд №1, опись 1, дело 6, лист 171).
И именно с этого времени потянулись в наши места вереницы крестьянских подвод. Вначале с малоземелья Тобольской губернии, а позднее со всех уголков России, Белоруссии, Украины. Ехали сюда семьями, роднёй, а бывало, и целыми деревнями. Уже к 1763 году в наших казанских краях насчитывалось до двух десятков деревень и выселков. У каждой из них своя судьба и своя биография.
Первые жители занимали земли поблизости от почтового тракта, образовывали поселения: Гагарий Мыс, Селезнёву, Ренёву, Зимиху, Казанское, Б-Ярки, Баландину, Ильинку. Последующие переселенцы облюбовывали участки подальше. Так постепенно осваивалась казанская земля.
Разные пути и судьбы привели в 18-19 веках в Приишимье переселенцев. Прослышали про богатые вольные края крестьяне, служивые люди и отправились с чадами и домочадцами на земли без бар и господ.
Церковный раскол привёл к тому, что многие старообрядцы (раскольники) ударились в бега и оказались в наших краях, образуя свои поселения: Дальнее Травное, Гагарий Мыс, Большие Ярки, Яровское.
Были среди переселенцев беглые от закона людишки, сосланные за идеи и другое. Много тягот, лишений, невзгод перенесли первые поселенцы, наши с вами предки, обживая суровый край. Но это уже другая страница из истории казанской земли. Не менее интересная и увлекательная.
Изложенное выше, я думаю, уже позволяет сделать выводы, насколько интересна история нашей малой родины. Поверьте, не менее интересна и работа по раскрытию тех или иных её тайн и «белых пятен».
Казанское краеведение имеет двадцатилетнюю историю целенаправленного систематического изучения прошлого родной земли. Но история нашего края так богата и увлекательна, таит много неожиданного и непознанного, что работы по её изучению хватит не на одно поколение исследователей.

З. ПЬЯНКОВА, старший научный сотрудник Казанского районного краеведческого музея им.В.С. Аржиловского
Рисунки из личного архива А.Д. Колесникова