Медиакарта
2:58 | 5 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Рассмотреть пчелу поближе

15:57 | 08 сентября 2024
Источник: Красное знамя

Пасека Панышевых «Медовый двор» в деревне Друганова станет еще одним туристическим объектом Тюменского района. Здесь есть что туристам показать.

Пчеловодством в семье Панышевых занимаются не один десяток лет. Вначале этим делом увлекся отец, затем эстафету принял сын. Родоначальник семейной династии пчеловодов Григорий Павлович родом из Друганово. Родители его были переселенцы-старообрядцы, которые пришли в Сибирь через Урал. Дед Григория Павловича родился в 1868 году, когда его семья двигалась из Оренбурга, где была главная казачья ставка, в сторону Тюмени. Тогда подразделения донских казачьих войск специально были направлены в Сибирь, некоторые из них доехали даже до Камчатки. Такова семейная легенда появления Панышевых в деревне Друганова.

– В советское время  моя старшая сестра работала в совхозе "Червишевский", - продолжает рассказ Григорий Павлович. – Директор совхоза был человеком грамотным, предприимчивым, при нем хозяйство считалось одним из самых успешных в районе.  В начале 60-х годов директор предложил организовать совхозную пасеку, ведь кругом деревни были огромные поля иван-чая. В пчеловоды перевели и мою сестру. В новую профессию она быстро втянулась и обратила внимание, что пчелы в хозяйстве часто болеют. Стала выяснять, почему. Консультировалась с преподавателями Тюменского сельхозинститута и даже со специалистами из Новосибирска. Нашла причину болезни, пчел пролечила и внесла предложения по улучшению работы пасеки. Директор к ним прислушался, назначил ее старшим пчеловодом. У хозяйства, которое специализировалось и на растениеводстве, стали расти урожаи, а с ними и доход.

Семья у Панышевых была большая, младшие братья и сестры помогали управляться старшей сестре на пасеке, особенно на дальней, которая была расположена в лесу.

- Вначале пчелы меня покусывали, - продолжает рассказ Григорий Павлович, - но потом привык. Они у нас были активные, из породы среднерусских. В мои обязанности входило  окуривать пчел, откачивать мед, привозить ключевой воды. Родник бил в лесу, все работники совхоза туда с флягами за водой ходили. Флягами с пасеки увозили и мед на продажу. В нашем совхозе развивали тогда не только пчеловодство, но и садоводство. Вокруг деревни росли яблоневые сады и ягодные кустарники. С населением был договор: можно бесплатно собирать и яблоки, и ягоды, но при условии, что определенную часть сдаешь в общую пользу. Совхозная экономика была поставлена хорошо, хозяйство богатело, зарплаты росли. Жить и работать в Друганово считалось выгодно. Но вскоре сестра уехала с мужем жить на север, а успешного директора совхоза забрали на повышение. Поменялось и отношение к пчеловодству, пасеку закрыли.

Возрождать пчеловодство в родной деревне Панышевы начали восемь лет назад. Этим занялся уже сын – Андрей Григорьевич. Проработав не один год в полиции, в силовых структурах, решил кардинально поменять свою жизнь, переехал в родную деревню и занялся разведением пчел.

- В детстве меня тоже не раз кусали пчелы, - рассказывает Андрей, - но в их агрессивности, как правило, виноват сам человек. Если к ним не лезть, когда не надо, то до окружающих им нет никакого дела. Пчела нападает только если чувствует угрозу. Это может произойти в двух случаях: когда они охраняют зимние запасы, или когда лезешь не вовремя прямо в улей. То и другое им не понравится, и даже самая смирная пчелка может укусить. Кроме того, поведение пчел во многом зависит от породы. Сейчас многие в погоне за дешевизной, покупают помеси пород с фур из республик Средней Азии. Но такие пчелы, как бродячие собаки: никогда не знаешь, чего от них ожидать. У нормальных, породистых пчел проблем с агрессивностью, как правило, не возникает. Когда мы завели у себя таких пчел, соседи три года о существовании пасеки даже не догадывались.

Андрей Григорьевич уверен, что за пчеловодством – большое будущее. Привлечение пчел к опылению сельскохозяйственных посевов может повысить урожайность таких культур, как рапс или гречиха, почти на треть. Об этом прекрасно знали советские агрономы, поэтому в каждом совхозе была своя пасека. Активно пользуются этой технологией повышения урожайности сейчас в Башкирии и на Алтае. Пчеловоды ждут только принятия государственной программы  развития пчеловодства, чтобы отрасль начала возрождаться в масштабах всей страны. А пока пчеловоды Панышевы получили субсидию на развитие одной их своих пасек, которую они назвали "Медовый двор", как туристического объекта.

Автор: Инна ГОРБУНОВА