Медиакарта
17:04 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Есть контакт с учениками

10:00 | 04 октября 2024
Источник: Знамя правды

В современных школах трудятся учителя с разным профессиональным багажом. К сожалению, специалистов, начинающих свою карьеру в сфере образования, с каждым годом становится всё меньше. Сегодня в общеобразовательных учреждениях в основном работают те, кто уже состоялся в профессии и стремится к успеху в своём деле. Один из таких педагогов – учитель математики и информатики Упоровской средней школы Валентина Мальцева. Накануне профессионального праздника она ответила на наши вопросы.

- Валентина Владимировна, свою будущую профессию выбрали в школьные годы? Или это случайность? Расскажите, пожалуйста.

 –  Родом я из Пермского края. В селе Брод окончила среднюю школу, где работали замечательные учителя. Считаю, что они стали для меня примером при выборе будущей профессии. Очень благодарна своему классному руководителю Хазире Хатмулловне Безматерных. Она поддерживала меня во всех начинаниях. В подростковом возрасте три года я училась в художественной школе, занималась в кружках по декоративно-прикладному творчеству и очень любила лошадей.

В день школьного самоуправления, когда я училась в 11 классе, завуч школы Ольга Анатольевна помогла провести первое в моей жизни занятие. Это был урок труда с учениками начальной школы. И, конечно, он стал определяющим событием перед выпуском из общеобразовательного учреждения.

Бесконечно благодарна своим школьным наставникам.

- И проблемы куда пойти учиться после школы у вас не возникло?

–  Да, я осознанно выбрала вуз – Пермский гуманитарно-педагогический университет. Кстати, и здесь мне повезло с преподавателями. На пути к приобретению профессиональных навыков самой волнительной и запоминающейся была первая педагогическая практика. Проходила я её в гимназии № 11 им. С. П. Дягилева в г. Перми под руководством грамотного методиста Людмилы Георгиевны Ярославцевой. Нельзя было упасть в грязь лицом, так как в этом заведении обучаются одарённые дети. После общения с ними не разочаровалась в выборе, даже наоборот, появилась уверенность, что я на правильном пути в своей жизни.

- В наш район вы приехали после окончания вуза?

– Самостоятельные шаги как учитель математики и информатики я сделала в школе села Лобаново, что находится в Пермском районе. Там же попробовала на себе роль классного руководителя. Конечно, было нелегко. Училась работать, ошибалась, но интерес к педагогике не пропадал. В общении с учениками и коллегами постепенно приобретала профессиональный опыт. Потом я вышла замуж и переехала в Упорово. Село мне сразу понравилось. В отличие от прежнего места проживания здесь большое внимание уделяется благоустройству. И люди приветливые, доброжелательные. И вот уже более девяти лет я тружусь в школе нашего райцентра.

- Вы к категории молодых специалистов уже не относитесь. Не разочаровались в профессии?

– С детьми мне всегда интересно, работа с ними подстёгивает и стимулирует к тому, чтобы не останавливаться на достигнутом. Но в то же время тяжело. Если честно, то сложно выдерживать большую учебную нагрузку, много разной отчётности. Ещё с ребятами мы принимаем активное участие во многих мероприятиях. Думаю, что в школе во все времена было нелегко работать. Таков удел людей нашей профессии. Разочарования нет. Чаще огорчаешься от того, что не всегда успеваешь общаться с детьми. Учитель должен больше контактировать со своими учениками. Разговаривать, объяснять, показывать на своём примере доброе и вечное.

- Что больше всего запоминается в общении с детьми?

–  Повторюсь. За плотной стеной рутинных задач диалог с учениками – одно из самых важных действий педагога. Конечно, в памяти остаются душевные разговоры с ребятами, а они, по моим наблюдениям, любят поговорить. Приятно, когда они интересуются о моём самочувствии, проявляют заботу. Это уже говорит о том, что наши дети не бесчувственные. Они проявляют человечность, искренне выражая свои чувства, эмоции. И это здорово.

Конечно, в памяти сохраняются самые яркие моменты из школьной жизни. Их много.

 Ещё наши уроки сопровождаются нотками юмора, где мы не стесняемся быть самоироничными, смешными. Хочется отметить, что в школе немало целеустремлённых ребят. Их девиз «Через тернии к звёздам» как никогда описывает стремление к самореализации. Я учусь этому от них. Мы остаёмся молодыми благодаря нашим детям.

- Вы как педагог живёте насыщенной профессиональной жизнью. Как на это находите время?

– Просто делаю всё, что от меня зависит, стараюсь выполнить свой рабочий план. Концентрируюсь на главном. От участия в конкурсах я получаю огромный опыт. В процессе подготовки к ним анализирую результаты своего труда, рефлексирую. А успешное участие стимулирует к тому, чтобы снова и снова пробовать свои силы в профессиональных состязаниях. Например, в областном конкурсе ИТ-АКТИВ получилось так, что до моего участия Упоровский район в нём никто не представлял, а в последний раз нас было уже трое. Это говорит о том, что мой успех стал примером для других, и меня это радует.

- Что вы пожелаете начинающим школьным педагогам?

– Мой путь как молодого педагога был нелёгким, трудностей было достаточно. Подготовка уроков занимала много времени, умение вести диалог с родителями формировалось на ошибках. Но всё удалось преодолеть благодаря желанию остаться в этой профессии. Трудолюбие, целеустремлённость, оптимизм – это те главные качества, которыми должен обладать учитель.

Желаю молодым педагогам упорства, объективного анализа ошибок и работы над ними. Не бойтесь обращаться за помощью к более опытным коллегам. Не сдавайтесь перед трудностями. Все проблемы в жизни проверяют наш характер и делают нас сильнее.

Фото из личного архива Валентины Мальцевой

Автор:  Подготовила Светлана  Александрова