В 2023-2024 учебном году МАОУ «Викуловская СОШ №1» - отделение Боковская школа стало активным участником федерального проекта «Билет в будущее» по ранней профессиональной ориентации обучающихся шестых-восьмых классов. В него входит курс занятий «Россия – мои горизонты». Проект позволяет школьникам познакомиться с востребованными и перспективными специальностями и профессиями, как на региональном рынке труда, так в целом в стране. А ещё он учит ребят самостоятельно и осознанно выбирать профессию, а не делает за него этот выбор.
В проекте предусмотрен закрытый контур, доступ к которому получают участники от школ с шестого по одиннадцатый класс, и открытый контур, который доступен любому желающему. Проект состоит из профориентационных уроков, тест-диагностик, виртуальных выставок и профессиональных проб в очном и виртуальном форматах. Начиная с первого этапа, ребята под руководством педагога-навигатора, классного руководителя активно работают и проявляют интерес к деятельности. Принимают участие в профориентационных уроках, отвечают на поставленные вопросы и задают их сами. Одним из положительных моментов этого проекта является самостоятельная работа на платформе. Важно уметь выбирать свой путь, и платформа проекта учит этому школьников.
- Ребята самостоятельно проходят профориентационную диагностику, важную для выбора профессии способностей и навыков, осведомлённости в различных перспективных направлениях, - говорит педагог Наталья Аркадьевна Штанденко. - После каждого этапа диагностики участники получают обратную связь и персональные рекомендации. Дети посещают виртуальные выставки-экскурсии в мир профессий. После выявления профессиональных предпочтений ребята «примеряют» на себя подходящие специальности на профпробах.
Новый учебный год в плане профориентационной работы начался в отделении Боковской школы активно. В начале сентября было проведено тематическое профориентационное занятие «Открой своё будущее». Мир профессий меняется вместе с нашим миром. Какие-то специальности исчезают за ненадобностью, какие-то — трансформируются, а ещё появляются совсем новые. Чтобы найти любимое дело, нужно сначала заглянуть в себя, понять свои интересы, способности и возможности. По приблизительным подсчётам на Земле существует около 50 тысяч профессий. Однако большинство из них можно объединить в профессиональные направления или профили обучения. Что такое профиль обучения? Об этом детям рассказали на занятии. В зависимости от того, какими качествами обладает человек, какие предметы ему лучше даются и чем ему интереснее всего заниматься, можно выделить восемь основных направлений. На занятии подробно рассмотрели четыре: «естественно-научное», «техническое», «социально-гуманитарное», «экономическое».
Также в сентябре педагоги отделения провели тематическое профориентационное занятие «Познаю себя». Были запущены профориентационные онлайн-диагностики «Мои интересы» для обучающихся шестого и восьмого классов и «Мои ориентиры» для учеников седьмого класса. С ребятами обсуждали интересы, которые необходимо понимать и учитывать, чтобы выбрать для себя интересную профессию. Но ещё нужны специальные навыки, способности и определённые особенности характера.
Большое внимание уделяют аграрному направлению, так как наш район – сельскохозяйственный. 23 сентября «Разговор о важном» для обучающихся школы был посвящён агропромышленному комплексу. Это важнейший сектор экономики, главная задача которого -- производство продуктов питания. Он обеспечивает продовольственную безопасность страны и вносит огромный вклад в её будущее развитие. Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий, современность, технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и другие) – вот о чём узнали школьники. С ними поговорили о хлебе не как о продукте, а как о российской духовной, культурной ценности, вспомнили семейные традиции, связанные с хлебом, пословицы и поговорки.
Своими впечатлениями о реализации нового проекта поделились боковские школьники. Они отметили, что такие занятия полезны для них.
- Профориентационные уроки для нас важны, - говорит ученица восьмого класса Ксения Личерчун. - Потому что многие из нас знают только основные, базовые профессии. Но на самом деле профессий огромное количество. И с каждым годом оно увеличивается. Хотелось бы узнать о профессиях как можно больше.
- Такие уроки мне помогают в выборе моей будущей работы, - добавляет её одноклассник Алексей Кравченко. - На уроках мы проходим разные тестирования, знакомимся с миром профессий. Я считаю, что уроки по профориентации необходимы нам в школе.
26 сентября с ребятами поговорили о том, что такое аграрная профессиональная среда, познакомились ближе с одной из её отраслей. Школьники узнали о различных профессиях, связанных с сельским хозяйством, поиграли и посмотрели видеоролики, которые открыли для них много нового. Педагоги обсудили с ними, какие навыки и качества помогут добиться успеха в этой сфере и куда стоит пойти учиться, если привлекает работа в родном крае. В начале октября в рамках проекта «Билет в будущее» прошло другое практико-ориентированное занятие. Ребята разобрали, из каких элементов состоит формула выбора профессии и попробовали применить её в ходе выполнения заданий.
- Это только начало пути к осознанному выбору профессии обучающимися, и впереди у них ещё много возможностей для исследований и открытий. Нужно помнить, что этот выбор должен основываться на интересах детей, их сильных сторонах и тех качествах, которые помогут им стать успешными в своём деле, - отметила Наталья Штанденко.