Медиакарта
13:39 | 21 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Герб Тюмени сошел со стапелей

11:04 | 21 ноября 2024
Источник: Красное знамя

Летом этого года в деревне Малые Акияры спустили на реку Пышма деревянное судно. Настоящий дощаник – такой изображен на гербах города Тюмени и Тюменского района.

Автор настоящего шестиметрового деревянного судна – краевед-реконструктор Алексей Нелюбин. Этот дощаник – четвертый в его практике. Первые три стали арт-объектами. Два можно увидеть в тематическом парке "Тобол" города Тобольска, еще один находится в музее на озере Андреевском. Мы встретились с Алексеем Владимировичем, и он рассказал о своем увлечении. Далее от первого лица.

– Я занимаюсь исторической реконструкцией в Тюменской области, поэтому сам Бог велел научиться строить дощаники и ими же управлять. Пока сам руками что-то делать не начнешь, кажется, что это сложно. Есть, конечно, моменты, которые нужно учитывать. Например, торцевой стык досок должен быть там, где доска меньше напряжена в изгибе. Лучше всего доски пропаривать, тогда доска размягчается и становится эластичной. А когда остывает – продолжает держать форму.

Это сейчас путь от Тюмени до Тобольска занимает три часа по федеральной трассе. А в домоторную эпоху граждане этот путь неделями считали, что пешим путем, что по рекам. Другие ценности, другие обычаи, другие скорости и современному человеку тогдашнего трудно постичь.

Все-таки, мне посчастливилось однажды окунуться в то неторопливое время. В 2013 году. Целый месяц ежедневно по 12 часов на веслах, и немного на парусе мы прошли 1230 км по малым рекам Урала и Сибири. Впечатлений много. В давние годы все движение из России на Восток, за Уральские горы (за камень), называлось "встречь солнцу". Это и знаменитые походы Беринга, и Дежнева, и Хабарова, и Атласова, и других первооткрывателей новой землицы. Наш же поход был от города Ивделя до Тюмени.

Большинство знакомых не поняли, зачем? Почему на веслах? Отвечу так. В детстве с отцом, во время его отпуска, мы любили пускаться в плаванье на моторной лодке. Это было интересно и весело. Но, к сожалению, рев мотора крал нечто неуловимое, какую-то часть кайфа от происходящего. И только в 2013 году, во время похода "Встречь Солнцу", на веслах, я понял, чего мне не хватало тогда, в детстве. Чувства локтя товарищей и… тишины. Когда всей командой замирали, проходя мимо пришедшего на водопой лося на расстоянии двадцати метров, и он нас не замечал. Или считал своими. Когда с воды видели, как обедает стая волков, не обращая на нас внимания. В общем, чтобы почувствовать (или не почувствовать) радость быть человеком, оставаясь частью природы, надо попробовать! И еще один жирный плюс водных походов – можно парковаться где хочешь. Причем, бесплатно!

Вообще, плоскодонный дощаник не случайно попал на герб Тюмени. На малых реках, а Тура – река малая, только на плоскодонных судах можно весь навигационный период грузы перевозить. Потому что осадка небольшая. А речной путь вплоть до середины XX века был основным по грузоперевозкам в северные регионы.

Дощаник был поистине народной лодкой. Его строили из того, что было под рукой. В Европе и южных регионах строили из бука, дуба, сосны, липы, тика, ореха. Крепили скобами и гвоздями. В северных регионах и Сибири – из ели, сосны, лиственницы, осины. Сшивали вицей – еловыми или сосновыми корнями, ветками, либо ивовыми прутьями. Вицу варили, скручивали, и получалась веревка.

В средние века не было никаких ГОСТов и стандартов по строительству кораблей. Тогда строили суда двух видов: килевые, форма которых позволяла быстро двигаться и быть устойчивыми на волне, и плоскодонные, предназначенные для перемещения грузов по малым рекам.

Большие корабли иногда создавали ради одного рейса, а потом судно либо бросали на берегу, либо разбирали на пиломатериал. Еще в XIX веке по Волге ходили огромные одноразовые суда – беляны. Они строились, нагружались бревнами и спускались вниз по течению. Есть даже фотографии, где на этих бревнах сверху стоят дома.

Теперь о мифах.

Взять, например, картину "Бурлаки на Волге". Еще в школе нам рассказывали, что это были несчастные люди, которых эксплуатировали и заставляли таскать по реке суда. На самом деле эту картину автор задумывал, скорей, совсем по другому поводу. Там изображено судно, называемое "расшива". И бурлаки ее тянут кормой вперед, то есть снимают с мели. Картина эта говорит, скорей, о преимуществе пароходов перед старомодными парусными судами – на заднем плане видно пароходик, у которого дым идет из трубы.

Доводилось как-то таскать суда бичевой против течения. За день проходили около 30 километров. Это весело, когда лодка небольшая (около тонны вместе с людьми и скарбом). А когда многотонная махина, то против течения не утянуть далеко. К тому же, направление и сила ветра для такого судна имеют решающее значение.

С 2016 года мы с товарищами строили два судна для кинопроекта "Тобол". А с мая по сентябрь 2017 года работали в съемках картины, управляя нашими судами. Сегодня наш самый большой корабль длиной 15,5 м можно увидеть в Тобольске. В археологическом музее-заповеднике экспонируется "малыш" длиной 11,5 м.

Во время съемок "Тобола" пробовали 500-килограммовую лодку на плечах пронести, как это описано в некоторых летописях. Невозможно по причинам того, что все люди разного роста и рельеф местности далеко не ровная асфальтовая дорога. Поднатужившись можно сдвинуть метров на сто, не больше.

Летом 2023 года на огороде соорудил стапели и наконец-то, после долгого перерыва, взялся за любимое дело. Новое безмоторное судно назвал "Пескарь", его длина 6,5 м, ширина в миделе 2 м. Мачта длиной 4 м, парус 12 м2. Для управления нужен кормчий и максимум 8 человек гребцов.

Мой дощаник – коломенка. Такие ходили, в основном, по русским рекам. У нас в Тюмени дощаники строили типа каюк, бударка. Более узкие и более длинные, приспособленные для движения по малым рекам. На зиму "Пескарь" пришвартовался у тюменского аквапарка "Лето-Лето".

Справка.

Дощаник – плоскодонное дощатое речное судно с мачтой. Приводилось в движение парусами, веслами, шестами или при помощи буксира. Впервые дощаники появились в XII веке в Великом Новгороде. Их строили целиком из досок в отличие от обычных в то время судов с выдолбленной основой. С XVII века дощаник стал самым распространенным грузовым судном на западносибирских реках. Длина его могла колебаться от 6 до 27 м. Ширина – от 2 до 9 м. Грузоподъемность судна могла составлять от 8 до 160 тонн. Дощаник присутствует в качестве элемента на флаге Тюменского района и флаге Тюмени в знак того, что "от сего града начинается" плавание по рекам всей Сибири.

Автор: Ольга БОРОВИКОВА