Сосновая стволовая нематода (Bursaphelenchus xylophilus) является наиболее вредоносным патогенным организмом, представляющим угрозу хвойным лесам в ряде регионов планеты, включая Российскую Федерацию. Начиная с 1986 г. большинство стран Европейского союза ввели ограничения на импорт древесины хвойных пород из регионов, где распространена сосновая стволовая нематода.
В настоящее время сосновая стволовая нематода B. xylophilus внесена в списки карантинных объектов многих стран мира, включая Россию. Растениями-хозяевами нематоды являются фактически все роды хвойных растений (Сосна, Ель, Пихта, Кедр, Лиственница и другие). Родиной этого патогена является Северная Америка, откуда в начале ХХ столетия организм был занесен в Азию, где постепенно распространился. В настоящее время нематода зарегистрирована в США, Канаде, Японии, Китае, Тайване, Южной Корее, Мексике, Японии.
Жизненный цикл Сосновой стволовой нематоды тесно связан с усачами рода Monochamus и другими (златками, долгоносиками) естественными обитателями хвойных насаждений, которые при питании переносят нематод с больного дерева на здоровое. Весной насекомые, несущие сосновую стволовую нематоду, выходят из древесины погибшего дерева и заселяют здоровые деревья, где в течение нескольких недель происходит их дополнительное питание на молодых веточках. В этот период происходит выход нематод из насекомого.
Через раны, нанесенные жуками, нематоды проникают в древесину здорового дерева. Питаясь на эпителиальных клетках смоляных каналов, нематоды, при благоприятных условиях, быстро размножаются и расселяются по всему дереву. Пораженные нематодами ветки усыхают. Особенно сильно усыхание проявляется следующей весной, поскольку нематоды осенью в массе спускаются по сосудам ксилемы к основанию ствола и весной блокируют подъем соков к веткам дерева. (СТО ВНИИКР 6.003−2010).
Нематода может быть в древесине всего дерева (ствол, ветки, корни), кроме хвои, шишек и семян. Источником заражения могут являться: посадочный материал, рождественские деревья, древесина хвойных пород, включая древесные отходы (опилки, стружку и пр.) необработанная мебель и ремесленные изделия, а также древесный упаковочный материал. На территории России нематода не обнаружена, однако в случае заноса и распространения возможный прямой и косвенный ущерб от этого патогена, может измеряться сотнями миллиардов рублей.