Медиакарта
8:55 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Гордость школы

Гордость школы
11:31 | 12 января 2010
Источник: Наша жизнь

Школа. Это совершенно особый мир. Мир шумный и многоликий. Мир беспокойный и нетерпеливый. Со своими правилами, планами, требованиями. Это детство и юность. Поэтапное, многоступенчатое становление человека как личности. И вот в этом бушующем океане жизни учителя-преподаватели словно опытные штурманы ведут свой корабль-школу через жизненные бури, через пространство и время по заранее спланированному, но совершенно непредсказуемому маршруту. Ведут своих учеников к их главной гавани, которая носит название Жизнь. И от того, насколько опытные и мудрые будут штурманы-учителя, настолько легко и гармонично впишутся в эту многогранную жизнь их питомцы. Не составляет исключения и Казанская средняя общеобразовательная школа. В ней свои штурманы, свой капитан Артур Ахмадьич Хабиденов. У школы свои планы и виды на будущее, но и в настоящем коллективу есть чем гордиться. Ведь это их представитель поднялся прошлой весной на пьедестал почёта. Из их среды вышла в победители областного конкурса «Учитель года – 2009» тридцатипятилетняя преподаватель истории и естествознания Ольга Анатольевна Собянина. Эта миловидная женщина с очаровательной улыбкой и веселым взглядом ещё в 2006 году завоевала точно такое же почётное звание в своём районе.

Двадцатилетней женщиной, только что создавшей семью, пришла она в Казанскую школу учителем истории и естествознания. Коллектив радушно принял в свои ряды молодого педагога, и время начало ритмично отмерять часы и месяцы работы. Ольга Анатольевна с первых же дней стремилась перенять опыт своих старших коллег. Ходила к ним на уроки, слушала, спрашивала, запоминала, читала новейшую литературу, ту, что помогала ей расширить знания и кругозор.
Учитель математики и недавний завуч Наталья Кузьминична Еньшина так отозвалась о своей коллеге:
– Становление Ольги Анатольевна как учителя происходило на моих глазах. У неё пятнадцать лет стажа, и все эти годы она не перестает учиться. Много читает исторической литературы. Который уже год руководит школьным и районным метобъединением учителей истории и естествознания. Ещё задолго до того, как наш коллектив прошёл курсовую подготовку по информационным технологиям, она уже освоилась в Интернете и черпала оттуда много нового. Она старательно собирала и собирает знания в свой профессиональный портфель и щедро делится этим богатством с учениками и коллегами. Свои уроки проводит в нестандартной форме. Опирается на данные мониторинговых исследований интеллектуальных возможностей каждого ученика. Уделяет особое внимание воспитанию у них самостоятельного творческого мышления.
Наталья Кузьминична немного помолчала и продолжила:
– Ольга Анатольевна учит ребят оценивать и понимать разные стороны жизни. Развивает в них положительные качества, нравственные потребности и желание совершать добрые поступки. Свои отношения с классом строит на принципах сотрудничества, сотворчества, соуправления и взаимоответственности. Поэтому каждый её урок неповторим.
О.А.Собянина с 2002 года работает в профильных классах. Разработала тематическое планирование по своим предметам, систематизировала материалы по наиболее сложным вопросам по всему курсу этих предметов для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Ольга Анатольевна очень приветливый человек, интересный собеседник. С ней легко общаться. У неё какая-то особенная светлая аура. Хочется подольше находиться с ней рядом. Отзыв о ней завуча Елены Викторовны Мардановой мало чем отличался от только что услышанного мною. Она рассказала, что ребята на выпускных экзаменах из свободных предметов выбирают именно предметы, которые преподаёт Ольга Анатольевна, так как знают их в совершенстве. Средний балл итоговой аттестации за курс полного среднего образования по естествознанию в форме ЕГЭ у неё выше среднеобластного показателя. По результатам же учебного года у неё не бывает неуспевающих. Её предметы ученики знают на «четыре» и «пять». Поэтому многие из них поступают в вузы, на факультеты, связанные с предметами истории и естествознания.
После разговора с преподавателями мне захотелось послушать ребят. На перемене я вышла из учительской и остановила первых двух девушек. Ими оказались Анастасия Яковлева и Лена Григорьева из 11"б" класса. Выслушав меня, Анастасия сказала: «Наша Ольга Анатольевна –замечательный человек и учитель. Уроки её очень увлекательные, дающие много нового и интересного». А Лена добавила: « К ней можно обратиться за советом по любому вопросу. Она понимает наши проблемы».
"Мы рады, что именно Ольга Анатольевна стала победителем конкурса, – вступила в разговор их одноклассница Юля Бородина. – Она очень хорошо нас понимает. Никогда не осудит. С ней можно поговорить на любую тему». К нам подошла Настя Дубровина, ученица 9 «б» класса, и похвалилась: «Нам очень повезло, что Ольга Анатольевна – наш классный руководитель».
Тут меня обступила стайка веселых хохотушек из 8 «в». Они слышали почти весь наш разговор, и, не дожидаясь вопросов, Женечка Фомина зачастила: «Ольга Анатольевна так интересно ведёт уроки, что даже наши непоседы и двоечники затихают и начинают слушать».
"Да, да, да", – вторили ей весёлые девчонки и рассказали о том, что их любимая учительница проводит с ними психологические игры, различные тесты, и уходить с её уроков не хочется. Вступили в разговор и семиклассницы Лера Первухина и Настя Мусиенко. Они сказали, что их Ольга Анатольевна такая «классная» учительница и так «классно» рассказывает, что они всё понимают и запоминают. Много ребятишек на перебой высказывали своё мнение об Ольге Анатольевне, но прозвенел звонок, и наши разговоры закончились.
Теперь я решила поговорить с родителями. Первым делом я интересовалась, знают ли они о том, что один из преподавателей школы стал лучшим учителем года? Оказалось, что эту новость в первый же день знали почти все из опрошенных. Знали и о том, что Ольга Анатольевна ещё в 2006 году была первой в подобном районном конкурсе. Они знают и уважают этого педагога.
Елена Николаевна Койнова, к примеру, сказала, что Ольга Анатольевна – прекрасный и душевный человек, внимательная и ответственная, дети в школе находятся под её надёжным присмотром. Она любит ребятишек без всякого притворства. Они это хорошо чувствуют и даже дома не позволяют себе отозваться о ней в неуважительной форме. В заключение добавила: «В походы и экскурсии мы отпускаем с ней детей без тревог. Я горжусь, что такой учитель работает в нашей школе».
В разговоре с председателем родительского комитета 9"б» класса Ириной Анатольевной Гуляевой я выяснила, что всю работу, все школьные мероприятия они согласовывают с классным руководителем, придерживаются одинаковой линии в воспитании ребят. Работать под её началом им легко и комфортно.
Путь Ольги Анатольевны на столь почётный пьедестал, можно сказать, начался ещё в её безоблачном детстве. В школьном дневнике девочки, тогда ещё Оли Рябовой, красовались одни четвёрки и пятёрки. Любознательная и общительная, она была частой гостьей в библиотеке. Одинаково охотно читала историческую и научную литературу, принимала активное участие во многих библиотечных мероприятиях. Возглавляла тимуровское движение. Тимуровцы помогали одиноким и больным старикам. Такие черты, как доброта и сострадание, она вынесла из своего детства. В комсомольскую пору она была секретарём комсомольской организации школы и членом бюро РК ВЛКСМ. Затем Ишимский пединститут, но заканчивала она его уже заочно. Встретился на её пути симпатичный паренёк Андрей Собянин. Видимо, звёзды влюблённых вошли в ту пору в знаки любви и доброты, так как семья Собяниных получилась дружной, крепкой, можно сказать, образцовой. Троих прекрасных ребятишек подарила Ольга Анатольевна своему супругу. Старший Олег закончил 9 классов, Максимка – 7, а забаве и любимице семьи Настёне всего шесть лет.
Быстрыми птицами пролетают годы, и полёт их не слышен и не осязаем. Вроде бы совсем недавно Ольга Анатольевна выпустила из школы своих новых питомцев, а те ребята уже повзрослели, многие сами стали родителями, но свою любимую учительницу не забывают. Звонят. Пишут. Приезжают. Ольга Анатольевна ведёт уроки для учащихся с 6 по 11 классы, является классным руководителем 9 «б».
– Этот класс для меня особый, – говорит она. – Я знаю ребят с детского сада. Мой Олежка с ними рос в одной группе. Их родители – мои ровесники.
Кабинет, в котором ведёт уроки О.А. Собянина, как кабинет базовой школы, прекрасно оборудован. Ребятишки в её классе талантливые. Взять хотя бы Нурсултана Курмашева. Он стал победителем пятой международной Олимпиады по Уральскому федеральному округу. Настя Дубровина – дипломант областного творческого конкурса «Люди земли Тюменской». Рисунки двоих девочек на тему «Святые заступники Руси» сейчас находятся на выставке в Москве. А уж победителей и призёров муниципальных и зональных олимпиад школьников больше двадцати человек. Ольга Анатольевна с гордостью рассказывала мне об успехах своих учеников. Потом я попросила её сказать несколько слов об областном конкурсе учителей, на котором она стала победительницей.
– Меня порадовало то, что приехавшие учителя не испытывали друг к другу чувства соперничества, – ответила моя собеседница. – Психологическая обстановка была прекрасной. Все держались вместе, переживали друг за друга.
– Перед заключительным днём, – продолжала Ольга Анатольевна, – я позвонила домой, и супруг по голосу понял, что я волнуюсь. Какова же была радость, когда вечером вся моя семья явилась поддержать меня.
Разговор наш вновь переключился на работу. Каждый год классный руководитель водит своих ребят в походы, возит на экскурсии. Были они и в Сочи, и в Санкт-Петербурге. Все этапы их взросления запечатлены на фотографиях, что хранятся в альбоме-летописи. Когда-нибудь через 15–20 лет выпускники откроют его с душевным трепетом и вспомнят свои школьные годы.
Ольга Анатольевна несколько лет руководила этнографической группой районного археолого-этнографического палаточного лагеря. Её ребята в летнее время чувствовали себя настоящими поисковиками. Жили в палатках рядом с небольшими деревеньками. Ходили к живущим там старушкам и записывали старинные песни, притчи, собирали предметы старины. Все материалы сдавали в местный краеведческий музей. Один дед отдал ребятам дверцу от печки прекрасного каслинского литья аж 1905 года. Юных краеведов музей не раз награждал грамотами. Научный сотрудник музея Зинаида Викторовна Пьянкова очень высоко оценивает помощь Ольги Анатольевна и считает, что краеведение – потребность её души.
Директор школы А.А. Хабиденов дал полную и лестную характеристику своему коллеге. Он говорил об её успехах, порядочности, профессионализме, о её особой ауре и притягательности, об удивительной улыбке и окраске голоса и даже его тембре, что играет немаловажную роль в восприятии и усвоении учениками преподносимого им материала. Говорил, как о Личности с большой буквы. Из услышанного я твёрдо уяснила, что Ольга Анатольевна – неординарная личность, а подобное, как известно, не только притягивает, но и воспитывает себе подобное. И стала она такой, совершенствуя прежде всего себя, оставаясь при этом добрым, скромным и отзывчивым человеком. В том, что она дважды победила в конкурсе учителей, ничего удивительного нет. Здесь не было никаких случайностей и сюрпризов. Всё достигнуто благодаря личным качествам учителя, её профессионализму, внутренней глубокой культуре и, если говорить откровенно, особому женскому шарму.
Подводя итог разговору, Артур Ахмадьич сказал:
– Ольга Анатольевна – мастер и энтузиаст своего дела, человек, влюбленный в свою профессию. Ребята хорошо чувствуют её искреннюю, а не мнимую заинтересованность в их успехах. Поэтому она и пользуется у них авторитетом.
В Казанской школе выстроена особая система работы с педагогическими кадрами, система по их дальнейшему профессиональному росту и повышению педагогического мастерства. Именно в такой обстановке, в таких условиях и рождаются таланты.

Т. РАГОЗИНА
с. Казанское
Фото Тамары Носковой