Медиакарта
7:20 | 27 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Учитель пения

Учитель пения
14:05 | 30 декабря 2010

Текст Альвина Добрянская

В Тюменский Дом пионеров, а сегодня это областной Дворец искусств «Пионер», Владимир Иванович Ембаев в первый раз пришёл шестьдесят лет (!) тому назад. Не сам пришёл, а затащил его, десятилетнего мальчишку, Лев Либерман, известный в ту пору музыкант.

Володю он услышал в школьном хоре, сразу после концерта подозвал к себе, крепко взял за руку и как отрезал: «Завтра в 9 утра быть на уроке в Доме пионеров».

-Не могу в девять… у меня же папа…

-Что значит не могу? У нас дисциплина прежде всего…

Спустя время, когда Володя освоился в хоре, больше того, стал его главным солистом, надеждой учителя, гордостью Дома пионеров, Лев Исаакович узнал, какая не по-детски трудная жизнь у его маленького подопечного.

…На фронт отец Володи Ембаева ушёл, когда сыну едва исполнилось десять месяцев. Под Ленинградом был тяжело ранен, вернулся домой в 43-м слепым. Мама с утра до позднего вечера на работе, сестра – в школе, а у трёхлетнего малыша неукоснительная обязанность – встать пораньше, подать отцу воды, помочь одеться, проводить во двор в туалет. В любую погоду, хочешь – не хочешь, не реви, поднимайся, помогай отцу, ты за старшего.

С каждым годом забот прибавлялось. Отец устроился на работу надомником в артель инвалидов «Путь к труду». В единственной небольшой комнатке Ембаевых теперь появился ткацкий станок. С утра до ночи одна песня: джик, джик, и на глазах у Володи скатывается полотно. Ну а пряжу Вова доставляет как по часам: зимой на санках через весь город: с Пролетарской, что в районе нынешнего строительного университета, до Фабричной. Летом – пешком, сумку за спину и бегом. Стало полегче, когда купили велосипед, на багажнике до 20 килограммов помещалось. Вова научился ремонтировать отцовский станок. Переберёт все 180 иголок, найдёт сломанную, ловко поменяет - и снова знакомая песня. А этот неистребимый запах парафина, казалось, им пропитались деревянные стены их худой избушки, вся одежда и даже непокорные кудрявые вовкины волосы, совсем как у его тезки Владимира Ленского, арию которого всю жизнь с самого детства мечтал спеть Ембаев на оперной сцене.

Сын внимательно присматривает за отцом и чуть что: «Ну-ка, папа, отдохни, теперь моя очередь». Дружки в окно кричат, зовут поиграть в футбол, конечно, страсть как хочется на свежий воздух, и всё же чувство ответственности перебарывает все другие. «Пойди, поиграй!» «Да не хочу я, давай работать!» Привычный диалог. Через много лет, когда будут позади музыкальное училище, Ленинградский институт искусств и культуры, Владимир Иванович скажет своему отцу: «Теперь ты работать не будешь!» Отцовских слёз радости не увидит. Их отняла у его отца-солдата проклятая война. Сегодня без тени сомнения Ембаев говорит, что судьба отца во многом определила его собственный характер.

Пути в незнаемое

Когда-то я прочитала у Чингиза Айтматова, что художник, поэт, живописец, музыкант, все кто служат Искусству, должны сознательно развивать в себе драматическое начало, что сытый, самодовольный, равнодушный человек, если даже Бог наградил его каким-либо даром, не сможет создать настоящее произведение. Всё верно! Только есть в нашей жизни люди, которым драматизм в себе воспитывать и растить нет никакой необходимости. Как говорят, судьба «одаривает» их своими стрелами и часто ранит. В Доме пионеров Володя Ембаев занимался с большой радостью, сверстники, учителя, музыканты видели в нём будущего знаменитого вокалиста, руководитель хора не уставал его нахваливать. В старших классах он исполнял уже вполне сложный репертуар. Ни один сколько-нибудь заметный концерт в городе, в области, на смотрах в ту пору не проходил без участия хора Тюменского Дворца пионеров и его солиста. В Москву, на Кремлёвскую ёлку Володю и ещё несколько одарённых учеников отправили в награду за яркие успехи в самодеятельном творчестве. Целую неделю ребята знакомились со столицей. Морозы стояли крепкие, а Володя в стареньких ботинках, домой вернулся простуженный, на другой день – репетиция, горло болит, а руководитель требует: никаких болезней, не за горами областной смотр, надо петь, несмотря ни на что. Разве можно ослушаться любимого учителя?! Как всегда, выкладывался, старался и, как говорят, в одну минуту «потерял» голос. Даже разговаривать долго не мог. Это теперь Владимир Иванович, его коллеги буквально пестуют каждого своего ученика, а в те времена – удивить, поразить, с блеском выступить, а там хоть трава не расти.

Что делать? Либерман погрустнел, чувствовал себя виноватым, не отпускал от себя любимого ученика, наконец вручил ему домру – «садись в оркестр, будешь играть, пока не вернётся голос». Обладающий исключительными музыкальной памятью и слухом, Володя быстренько освоил инструмент, играть ему понравилось, только вот если кто-то по привычке называл его соловьём, и без того скромный, он замыкался, расстраивался до слёз – ну какой из него теперь певец.

Это был третий набор в музыкальное училище, когда Ембаев подал документы на дирижёрско-хоровое отделение. На первом занимались будущие тюменские корифеи-хоровики Цыбульский, Зуев, Велижанин… к ним Ембаев пришёл в ансамбль, вначале с робостью, потом освоился. Труднее всего давалось фортепиано, ведь до училища он играл исключительно на слух, не зная ни одной ноты. Дома, естественно, инструмента не было, оставался в классе вечерами, иногда и на всю ночь, или приезжал в шесть утра, чтобы до начала занятий выучить задание. И уже на втором курсе стал подрабатывать в школьном хоре. Как когда-то его услышал в хоре Лев Либерман, ох, и старался же тогда Вовка, орал громче всех: «Русский с китайцем братья навек», так теперь юный хоровик стремился рассмотреть в каждом стоящем перед ним мальчишке и девчонке «особинку», что-то только ему свойственное. И всегда уходил после занятий счастливым и окрылённым – «у меня получается, мой хор набирает силы, детям радостно петь, вижу это по их глазам». В самом деле, родители отдают своих детей в музыкальные школы, чтоб дети стали счастливыми. В этом убеждён учитель пения В.И.Ембаев, простоявший полвека за пультом детских хоровых коллективов. Случается, дирижирует, слышит, как «дышит» песня, и на секунду он - в своём далеком детстве: областной смотр, он исполняет песню из кинофильма «Счастливое плавание». Кажется, сердце стучит в такт этим строкам:

«Шумит вдали прибой,

Мерцают звёзды. В поход уходят корабли.

Споём, друзья, товарищи матросы,

Споём о берегах родной земли!»

Вторая его песня на том смотре была о вьетнамской героине Раймонде Дьен. Как он ни напрягал своё воображение, не мог представить войну Вьетнама с Францией, а вот подвиг бесстрашной девушки «нарисовал» и спел с таким чувством, что назавтра его узнавали на улице. Песню «Вижу чудное приволье» записали на радио и с того самого дня за ним закрепилось: «Соловей с Пролетарской, 3»

На старших курсах училища успевал вести хоровые коллективы уже в двух школах, перед госэкзаменами пришли на него заявки сразу от нескольких школьных директоров. В это время состоялось торжественное открытие нового здания Дворца пионеров, его строила директор Лилия Ильинична Харина. Она и пригласила Владимира Ембаева на должность руководителя дворцовского хора. Так 22-летний выпускник музучилища во второй раз пришёл во Дворец. И навсегда!

Хор рос как на дрожжах. Объяснение этому было простое: ребята, занимающиеся в школьных коллективах, стремились попасть в главный хор Тюмени и обязательно к Ембаеву. Репетиции проходили весело. Перед каждым уроком Владимир Иванович ставил условие: будете активны - после занятий я спою вам новую песню. Откуда брал? Записывал с телеэкрана и радиоэфира, следил за всеми новинками фирмы «Мелодия», созванивался с однокурсниками и накапливал, накапливал свой песенный багаж. Заключительного этапа занятий дети ждали с нетерпением – непринуждённая обстановка, можно посмеяться, переписать в свой блокнот текст новой песни, чтобы дома порадовать и удивить родителей. А ещё можно задать учителю любой вопрос.

-А как вы защищали диплом в институте?

И зауважать его ещё больше, услышав ответ:

-Как защищал… Я единственный на курсе дирижировал Ленинградской хоровой капеллой имени Глинки.

-И что вам поставили?

-Отлично.

Тогда он чуть было не впал в лирическую исповедь и не поведал детям, что в вузе его уговаривали с заочного перейти на очное обучение, потому что в хоре не хватало хороших мужских голосов, обещали квартиру, но дома ждала любимая молодая жена, была любимая работа, и он не согласился остаться в городе на Неве.

Во Дворце у Ембаева занималось уже более ста человек, когда был объявлен областной смотр детских хоровых коллективов. Владимир слышал тобольский, ишимские хоры, сильные, с биографией и традициями, поэтому на первое место не рассчитывал. Но и в хвосте плести не собирался. Подготовил два отделения: «Сюиту о геологах» в первом и лучшие песни тех лет для второго. Выступили достойно, поделив первое место с тоболяками. Тогда же впервые записались на телевидении. А уже через несколько месяцев хор снова пригласили на запись новой программы, ну а когда во Дворце был создан ансамбль песни и танца «Огонёк», горизонты раздвинулись: гастроли в Курган, Свердловск, дважды – поездка в Брест, памятное выступление в Артеке, концерт на сцене Пермского театра оперы и балета на Всероссийском фестивале народов Севера. Тюменцам дали возможность показать целых шесть номеров, всем остальным – по одному-два.

Уже имеющий звание лауреата премии Тюменского комсомола ансамбль «Огонёк» триумфально выступил на филармонической сцене на торжественном вручении ордена Трудового Красного Знамени «Главтюменьнефтегазу», побывал с гастролями в городах и посёлках нефтяного Севера, его лучшие солисты – на Кубе и в Германии. Третья смена в пионерском лагере «Спутник» по праву называлась «ембаевской», потому что тридцать лет Владимир Иванович работал здесь с хором и в первую и во вторую смены, зато третью проводил с воспитанниками ансамбля «Огонёк». Разучивал новую программу, ходили в походы, слушали музыку. Здесь же врачом работала жена Валентина Петровна, а дочка Лада часто заменяла отца за инструментом. Сейчас она – профессиональный музыкант, живёт и работает в Нью-Йорке.

Все директора Дворца пионеров, а их за полвека в биографии Ембаева было семеро, называют своего коллегу фанатом. До фанатизма предан он работе. До фанатизма влюблён в свою профессию. До фанатизма убежден, что ни один из его воспитанников, а их тысячи, не стал плохим человеком. Быть может, не всё по-настоящему осознали, что такое музыкальное творчество, но соучастие в этом процессе помогло в дальнейшей жизни, наполнило её радостными мгновениями. А ещё, отмечают коллеги Ембаева, он умеет выстроить свой учебный процесс так, чтобы занятия не были однообразными, скучными, чтобы дети не замечали, что их учат. Он старается, чтобы происходило не только музыкальное развитие ребенка, но и общее, разностороннее. Такое под силу только настоящему профессионалу. И эти пути в незнаемое отличник народного просвещения, заслуженный учитель России Владимир Иванович Ембаев постоянно обновляет, даже сейчас, когда музыкально-хоровой студией, так теперь называется коллектив «Лира», руководит многолетний соратник Ембаева великолепная пианистка Альбина Викторовна Нурдинова. Рядом они с 1975 года – дирижёр и аккомпаниатор, музыканты с божьей искрой, друг друга понимающие с полувзгляда и верящие друг в друга. Ей без колебания передал Ембаев руководство студией после тяжелейшего инфаркта, оставив себе старшую группу хора.

Учитель, перед именем твоим…

Сегодня Альбина Викторовна много работает с десятиклассницей Сауле Сагандыковой, лауреатом областного и республиканского конкурса вокалистов. Педагоги верят в её способности, в её творческие приобретения на уроках в студии, ценят её завидную работоспособность и природный певческий дар. Всё это, убеждены во Дворце «Пионер» поможет юной певице найти себя в мире вокального искусства.

И у Владимира Ивановича таких одарённых, целеустремлённых воспитанников немало. Третьеклассницей пришла к нему в хор Людмила Кафтайкина. Девчонка живая, любознательная, веселая, одарена – как награда Бога – красивым голосом, но неусидчивая, как большинство ребятишек её возраста. Ембаев сразу заметил её природную самобытность, договорился с директором педучилища, своим другом, чтобы взял Люду к себе. Вроде бы всё шло хорошо, и на какое-то время Ембаев выпустил деворчку из поля зрения, потом узнаёт, что пропускала занятия, по фортепиано одни двойки, словом, отчислили и теперь работает продавцом в магазине. Каких трудов стоило ему убедить Людмилу, что надо учиться, что преступно так бездарно растоптать своё дарование. «Да какой талант! Я сольфеджио ни за что не напишу» «Напишешь! Всё будет хорошо!»

Сильный педагог Орлова подхватила «спасательную палочку» из рук Ембаева, нянчилась с Кафтайкиной, как родная мать, учила, наконец определила к своему педагогу в Астраханскую консерваторию. Там студентов учила вокалу представительница старой русской школы, она и завершила обучение будущей оперной дивы. На старшем курсе консерватории Людмила Кафтайкина стала участницей второго Международного конкурса имени Гуляева и по праву получила первое лауреатское место. В это время в Москве выдающийся дирижёр Григорий Колобов создавал «Новую Оперу», был объявлен конкурс, претендентов – тысячи. Из всего Советского Союза. Колобов взял только двух вокалистов. Людмила Кафтайкина выдержала тяжелейшее испытание. Теперь она – ведущая солистка «Новой Оперы», тюменцы слышали и видели её во время гастролей театра в партии Травиатты. Людмила – обладатель награды на Международном конкурсе вокалистов в Вене.

Более удачно складывалась артистическая судьба самой любимой ученицы Ембаева Иры Матаевой, сегодня – ведущей солистки Мариинского театра оперы и балета, лауреата Международного конкурса имени Глинки и Международного конкурса имени Гуляева, второе место. Она поёт на лучших мировых оперных сценах, В «Ла Скала» исполняла партию Наташи в опере «Война и мир», С Дмитрием Хворостовским пела в опере «Евгений Онегин», на Международном Конкурсе оперных певцов в США получила именной подарок от его организатора, выдающегося тенора Пласидо Доминго. Совсем недавно Ирина гостила в Тюмени у родителей, вместе с любимым учителем на его «пятёрке» (больше 30 лет Ембаев за рулем и не изменяет «пятёрке», уже седьмой по счёту) съездили, как в прежние годы, на природу, вспомнили добрые дни ученичества. Всегда звонит. Они в курсе всех дел друг друга. А начиналось так: кто-то из коллег Ембаева позвонил ему во Дворец и сказал, что в 6-й музыкальной школе учится хорошая девочка (хорошая на языке хоровиков – значит с голосом). Пришли посмотреть. Невысокая, робкая. Показал репертуар. Думал, сейчас испугается и убежит. «Выучишь за два месяца, тогда приходи, становись в хор». Выучила за месяц. И стала солисткой.

Недавно во Дворце искусств «Пионер» отметили юбилей заслуженного учителя России Владимира Ивановича Ембаева. Без помпы, без рекламных объявлений, без приглашений высоких чиновников от культуры. Ембаев категорически не хотел шума, да он и не из тех, кто ждет почестей. Это не о нём: «он выпил литр елея и в миг сошёл на нет…» И всё же какой прекрасный, какой пронзительный по своей искренности, исповедальности праздник подготовили для юбиляра!

На сцене пел импровизированный хор поколений 60-х, 70-х, 80-х и нового века. Представьте, рядом 50-летние и шестилетние. Программу трёх возрастных групп студии «Лира» составлял юбиляр. Конечно, не обошлось без творческих споров. Молодёжь настаивала на том, чтобы в репертуаре преобладали современные весёлые песни. Ембаев взял такие шедевры как «Песня о маме» Валерия Гаврилина, новую песню Пахмутовой и Добронравова «Веры тонкая свеча у тебя в руке…», «Молитву» Игоря Крутого…

Настаивал: надо вернуть песне живое, патриотическое дыхание, такая песня соединяет поколения: «Ну и что из того, что грусть преобладает? А я что, молодой? Должен к кому-то приспосабливаться?…»

«Золотая середина» была найдена, в зале и погрустили и смеялись, и плакали многие, когда хор пел о маме. Это был настоящий катарсис души – очищение, праздник, когда от избытка чувств говорила Музыка. А как пел Владимир Иванович!

Вечер соединил людей всех поколений. Детей и родителей. Уже много умеющих хористов и совсем маленьких, пяти- шести лет, но уже осознавших, что пение – вовсе не игра, а радостный труд. Когда я слушала выступление хоровых коллективов в этот юбилейный вечер, вспомнила слова драматурга Евгения Шварца: «Высшая радость – быть маленьким подмастерьем под небом Бога!»