Медиакарта
1:55 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Полюбите... физкультуру

Каким должен быть урок физической культуры? Своё мнение об этом у детей, родителей, представителей власти… Этот вопрос каждый рассматривает со своей позиции, и мысли далеко не всегда совпадают с мнением педагогов. В Евсинской школе урок физкультуры ведёт Валерий Гурьянович Кошин. Разговор мы начали с вопроса о введении третьего часа физической культуры.

Во время встреч с коллегами на семинарах мы обсуждаем, какими должны быть уроки физкультуры, в том числе и третий дополнительный час, – делится мыслями В.Г. Кошин. – Многие учителя школ области решили проводить его как развивающий. Выбрали направления, к примеру, волейбол, баскетбол и так далее. Нам рекомендовали использовать психофизическую тренировку Нежкиной. Мы все прослушали обучающие курсы, познакомились с методикой. Я считаю, чтобы с толком заниматься по этой программе, нужна более глубокая подготовка учителя. Да и не всем детям нравится аэробика и медитация, особенно протестуют юноши. Один комплекс детьми изучается и шлифуется 15 уроков, это же скучно. Для разнообразия уроков физкультуры я бы провёл несколько занятий в год, но не более. Конечно, в ней есть новые интересные упражнения, ими воспользовался при составлении своих уроков. На уроках физкультуры дети должны много двигаться, научиться владеть телом, физически развиваться — ведь они сидят целыми днями. Я взял за основу третьего часа упражнения оздоровительной направленности – это элементы корригирующей гимнастики. В ходе урока должна быть развлекательная часть, поэтому в конце занятия дети играют в спортивные игры. Мне кажется, что от такого урока пользы будет больше. С реформами в образовании и более внимательным отношением школы к здоровью детей остро встают вопросы материально-технического оснащения образовательных учреждений. Говорим о третьем часе физкультуры, а спортивная база слабая. Открылся лыжный сезон, но я на лыжи могу поставить только старшеклассников, размеры ботинок для взрослых. А работать нужно как раз с четвероклассниками, чтобы к восьмому классу они уже могли результаты показать. Порой получается, что девочки в одиннадцатом классе впервые на лыжи встают, отсюда насмешки одноклассников и, как итог, – нежелание ходить на физкультуру. Но работаем с тем, что есть, детей развивать всё равно надо.

– Это только одна из причин, почему дети не хотят посещать уроки физкультуры. На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы к урокам физической культуры дети относились серьёзно, например, как к математике? – спрашивала я учителя.

Я не могу сказать, что все дети не любят физкультуру, хотя есть и такие. Были у меня проблемы с одним классом: то без формы придут, то болезни придумают. Но дети в этом не виноваты. Любовь к предмету зарождается в начальной школе, физкультура – не исключение. И если учитель в этот период не предъявлял нужных требований, то другому педагогу будет в дальнейшем трудно работать с таким классом. У меня пример есть, пришёл ко мне пятый класс, один из учеников не ходит на физкультуру и всё тут, не воспринимает этот предмет. Долго уговаривали, родителей подключили, вроде стал заниматься. По идее, учитель физкультуры должен быть один с 1 по 11 классы. Вёл два года уроки у малышей и увидел, что дело пошло – настрой на предмет нужный. Так можно выстроить систему, изучить способности каждого. Чтобы дети полюбили физкультуру, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт физических способностей. Есть, конечно, нормативы, но до абсурда доводить не стоит. Не каждый ребёнок способен прыгнуть метр сорок, но его можно отметить за старание. Хорошая оценка будет стимулировать заниматься дальше, он потом и норматив выполнит. У меня есть тетрадь учёта результатов, поначалу никому оценки не ставил, а сейчас каждый способен выполнить свой норматив. Старшеклассницы даже установили рекорд школы — за один подход отжимаются сто раз, а норма – 26. Есть интерес, азарт. Они готовятся дома, в конце каждой четверти сдают зачёты. Мальчишки больше в подтягивании упражняются, поэтому отжимаются только по 36-37 раз. Если учащийся будет заинтересован развивать себя, а педагог руководить такой работой, то физкультура станет любимым предметом.

Наталья ГЛАДКОВСКАЯ

Фото Екатерины КАДОЧНИКОВОЙ