Медиакарта
22:49 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Тайны старинных зеркал

Тайны старинных зеркал
10:15 | 11 января 2011

«Свет мой, зеркальце! скажи да всю правду доложи…» Не одно тысячелетие человечество вопрошает сей простой, казалось бы, предмет. Нарцисс, вглядывающийся в своё отражение в естественном зеркале водной глади – образ человеческого самопознания, пришедший к нам из Древней Греции. Языком искусства о роли отражения в истории рассказывает выставка «Волшебный мир зеркала», открывшаяся 24 декабря в музее на улице Ленина, 64.

Как рассказала куратор экспозиции искусствовед Ишимского историко-краеведческого музея Валерия Лузина, цель нового образовательного проекта – показать привычную вещь с необычной стороны. Отсюда и второе название выставки: «Зеркало как феномен культуры». Густое облако смыслов окружает предмет для отражения – это и окно в потусторонний мир, и магическое защитное средство, и научный инструмент, применяемый в биноклях и телескопах. Первые зеркала – тщательно отполированные металлические пластинки – к эпохе Ренессанса сменяются венецианским хрусталём, стоившим целое состояние. С удешевлением процесса изготовления зеркал они становятся непременным атрибутом великосветских салонов. А вот многие староверы, наоборот, избегали зеркал в своих домах. Признавая один образ – иконный – они подводили богословское обоснование своему неприятию: опасно поклониться невольно себе самому, грешному человеку… Образ зеркала можно встретить в сказках Андерсена, Пушкина и в изобразительном искусстве. «Мы, конечно, не могли представить здесь в подлинниках творения великих мастеров прошлого: Веласкеса, Караваджо, Босха, Ван Эйка и других, они представлены в репродукциях, – поясняет Валерия Михайловна. – Но мы очень благодарны тюменским и ишимским художникам, которые откликнулись на наше предложение принять участие в экспозиции». Работы О. Трофимовой, Е. Чикиревой, А. Сойту, М. Зюркаловой и других обаятельно лиричны и в то же время глубоко философичны. Надолго останавливаешься перед полотном А. Ердякова «Бабушкино зеркало». В раме нет стекла. Человек ушёл из жизни, и лишь фотография в уголке напоминает о нём, а вверху, в мутном уцелевшем фрагменте зеркала, – автопортрет художника. Удивительно, но рядом с картиной висит точно такое же зеркало, уже настоящее, из фондов Ишимского музея. В залах можно увидеть и другие замечательные образцы работы мастеров, как самобытных, так и профессионалов. Особенно впечатляет полукруглое ростовое зеркало из железнодорожной больницы. Оно – наверняка ровесник станции Ишим, которая приближается к своему столетию. Не только пищу для ума можно найти на выставке, но и занятные развлечения. Вот у трюмо лежит коробочка с «мушками» – любимцами модниц XVIII века. Сажали их на лицо не абы как, а с тайным смыслом. Понять забытый язык «мушек» помогает мини-стенд с пояснительными карточками. Рядом – игорный столик со свечой на зелёном сукне. Она напоминает о традиции святочных гаданий перед зеркалом (не одобряющейся, впрочем, Церковью). А в соседней тёмной комнатке словно и взаправду замерла перед зеркалом Светлана из известного стихотворения В.А. Жуковского. Здесь посетителей ожидает ещё один интерактивный сюрприз: в золочёной раме оживают герои Зазеркалья, пытаясь вступить в диалог с потомками из XXI века… Выйдя из таинственной комнатки, можно вволю посмеяться над странными метаморфозами своей фигуры перед тремя кривыми зеркалами – полузабытой забавой прошлого столетия. Что вам скажет старинное зеркало? Об этом можно узнать, только посетив эту удивительную выставку… Геннадий КРАМОР.
Фото автора.