2011 год будет не самым легким как для всей мировой экономики, так и для отдельно взятой российской. Неприятные сюрпризы могут преподнести единая европейская валюта, инфляция, а также начало развала российской инфраструктуры, пишет "Утро".
Мировую экономику ждет бюджетная консолидация и рост налогов в развитых странах, плюс ужесточение кредитно-денежной политики в Китае и ряде других развивающихся стран. Это негативно скажется на восстановлении потребительского спроса и частых инвестиций и приведет к замедлению темпов роста мирового ВВП, который прогнозируется на уровне 4%.
Напомним, что в период кризиса государственное кредитное стимулирование китайских производителей приняло беспрецедентные масштабы. Это позволило спасти от краха одну из крупнейших экономик мира и предотвратить всемирную рецессию. Платой за спасение стал перегрев китайской экономики.
11 января Народный банк Китая безапелляционно заявляет о переходе к новой, и весьма консервативной, кредитно-денежной политике, необходимой для предотвращения перегрева и сдувания пузырей на рынке недвижимости и финансовых рынках. Следствием такой политики должно стать замедление экономики КНР с прошлогодних 10% до 8% – 9%, и вызванное этим ослабление спроса на мировых сырьевых рынках, в первую очередь металла и металлопродукции.
Одним из основных генераторов глобальных экономических рисков продолжает оставаться финансовая ситуация в Старом Свете. Экономики Греции, Португалии, Испании и Ирландии по-прежнему далеки от стабильности. Проблемы бюджетного дефицита этим странам приходится решать за счет жестких ограничительных мер и массированной финансовой помощи со стороны ЕС. Однако эффективность данных мер оставляет желать лучшего, а их неизбежным следствием станет консервация экономического развития "излечиваемых" стран на многие годы вперед, со всеми вытекающими последствиями для мировой экономики.
До последнего времени Брюссель настаивал, что решение экономических проблем Европы напрямую не связано с евро. Однако, судя по последним событиям в странах-неудачницах, судьба европейской валюты может стать одной из главных интриг наступившего года. "Несмотря на то что кризис пролил свет на непростое будущее еврозоны, лидеры ЕС все еще пытаются сохранить существующее положение дел. В этой ситуации несколько стран наверняка будут вынуждены в ближайшие год-два отказаться от евро, - пишет профессор Колумбийского университета, научный сотрудник Национального бюро экономических исследований США Чарльз Каломирис. - Как только коэффициент госдолг/ВВП в одной из стран достигнет определенной отметки, она в будущем не сможет собрать достаточно налогов, чтобы погасить существующую задолженность и проценты по кредитам".
Предоставленная ЕС помощь, во имя сохранения евро заставившая страны подписаться под астрономическими долгами, делает их долговые проблемы неразрешимыми. По мнению эксперта, в критической ситуации в скором времени могут оказаться не только аутсайдеры еврозоны, но и Италия и даже Франция. "Частичный коллапс единой европейской валюты неизбежен. Поэтому европейским лидерам настало время задуматься уже о следующем этапе: о том, как заложить основу теперь уже будущего валютного союза. Когда покинувшие еврозону страны восстановятся и смогут в нее вернуться", - считает Каломирис.
2011 год может оказаться знаменательным годом для мирового нефтяного рынка. Активное вливание денег в экономики США и других развитых стран, в особенности в начале года, скорее всего, приведет к значительному скачку котировок на товарных рынках, и в первую очередь на нефтяном. Вполне вероятно, что стоимость барреля преодолеет стодолларовую отметку. Однако удержаться на достигнутых высотах ему вряд ли удастся. Сложная экономическая ситуация в развитых странах, замедление роста мирового ВВП и существенное сокращение импорта сырья Китаем повлекут за собой коррекцию цен. Ожидать ее можно будет уже к середине года.
В то же время, явные причины для резкого обвала нефтяных котировок отсутствуют. Если не случится серьезных экономических потрясений, мировой рынок энергоносителей сохранит относительную стабильность, а среднегодовая цена барреля в 2011 глду может составить около 85-90 долларов.
Сохранение сравнительно высокого уровня нефтяных цен остается главной гарантией роста российской экономики в 2011 году. При отсутствии экономических и политических потрясений ВВП вырастет в среднем на 4% при достаточно высокой инфляции 10-11%.
Основным драйвером экономического роста будет оставаться потребительский спрос, а главным источником инвестиционного спроса - госкорпорации. Активность основной части частного бизнеса будет существенно ограничена не самым благоприятным инвестиционным климатом. Ожидать его улучшения в наступившем году не приходится. Существенную роль здесь будет играть неопределенность, обусловленная началом большого выборного сезона.
В плане развития бизнеса и производства 2011 год не сулит особых прорывов. Напротив, есть основания ожидать начала застоя. Позиции отечественных производителей существенно подрываются продолжающимся ростом импорта, что весьма характерно для текущей российской экономической модели. Серьезным ударом по производителям становится реформа ЕСН, тормозящая развитие "белого" бизнеса. Не меньший сдерживающий эффект будет оказывать рост тарифов естественных монополий. Серьезным ударом по бизнесу станет повышение цен на моторное топливо, связанное с "реформированием" транспортного налога.
Ужесточение фискальных мер объясняется растущими социальными и политическими расходами, связанными с приближающимися выборами, а также подготовкой к Олимпиаде-2014 и ЧМ-2018. В условиях тотальной коррупции все это грозит дальнейшим ухудшением положения отечественных производителей товаров и услуг, с постепенным оставлением значительной части занимаемых ими экономических кластеров.
В 2010 году было отмечено усиление еще одного крайне негативного фактора, роль которого будет постоянно возрастать. О том, что значительная часть инфраструктуры находится в ужасающем положении, эксперты предупреждали давно. В минувшем году страна смогла в полной мере оценить истинные последствия этой угрозы. Летние пожары и предновогодний энергетический коллапс показали, что в условиях отсутствия соответствующего внимания и капиталовложений существующая инфраструктура не в состоянии выполнять возложенные на нее функции. Причиной коллапса в московских аэропортах стали не серьезные стихийные бедствия непреодолимой силы, а стечение обстоятельств и, в общем-то, рядовые погодно-климатические явления.
В сложившейся ситуации российские власти должны будут поторопиться с принятием экстренных решений по инфраструктурным вопросам. Это потребует от руководства страны непопулярных решений, включая отставки высоких чиновников, большой политической воли и огромных финансовых ресурсов.