«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?» – обычно такой вопрос, чаще всего задают взрослые маленьким детям. Но вот благополучно миновали десять лет школьной жизни, неумолимо надвигается выпускной бал, а сакраментальное «Кем быть?» все сильнее тревожит душу и разум подросшего ребенка и его родителей.
В 2010 году в нашем районе окончили среднюю школу 201 одиннадцатиклассник. По данным Отдела образования, в высшие учебные заведения поступили 99 ребят, 61 обучаются в колледжах и техникумах, остальные овладевают рабочими специальностями.
Среднее образование мы воспринимаем как некий старт в высшие учебные заведения. И количество поступивших туда выпускников красноречиво говорит о качестве работы педагогических коллективов школ и о профориентационной деятельности. Пока можно назвать только четыре школы, в которых большая часть одиннадцатиклассников сейчас получает образование в академиях и университетах — это Земляновская, Боровлянская, школы №1 и №4. В Земляновской школе из девяти учащихся в институты поступили семь, четверо боровлянцев из прошлогоднего выпуска получают высшее образование, двое продолжают обучение в сельскохозяйственном и лесотехническом колледжах. Из 23 выпускников школы №4 в институты поступили 13 человек.
Отрадно видеть то, что большая часть выпускников отдала предпочтение инженерным специальностям, большинство ребят поступили в тюменские вузы — строительный университет, сельхозакадемию, нефтегазовый университет. Для обучения голышмановцы выбирают педагогические институты области, Государственный университет, медицинскую академию. Трое юношей нашего района отправились учиться в Институт МЧС.
Из школы №1 в большую жизнь вышли 46 старшеклассников, 35 из них сейчас получают высшее образование. Это, пожалуй, единственное учебное заведение в районе, которое может похвастаться разнообразием выбранных выпускниками специальностей. Хочется надеяться, что после окончания учёбы к нам на работу вернутся новоиспечённые муниципальные управленцы, банковские служащие, строители дорог, медики и программисты, ландшафтные дизайнеры, налоговики, экономисты и юристы. Также принесут пользу области инженеры-машиностроители, бурильщики, геологи, специалисты по международным отношениям.
На сегодня в России насчитывается более шести тысяч профессий, и каждая предъявляет определённые требования к человеку. Одни профессии требуют от нас силы и ловкости, другие – преимущественно ума и аккуратности, третьи – общительности и сдержанности. Чтобы легче было ориентироваться в этом огромном мире профессий, специалисты объединили их в группы по различным типам и классам. Типы указывают на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей деятельности. Различают пять типов профессий – «человек-человек», «человек-природа», «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Уже с учащимися среднего звена в школах идёт работа по выявлению склонности к определённому типу.
– В начале учебного года мы обязательно проводим диагностику, – рассказывает педагог школы №2 Л.М. Журидова. – Она показывает в каком направлении стоит искать. Например, тип профессии «человек-человек» – это юрист, психолог, продавец, учитель, парикмахер. А «человек-знаковая система» – этот бухгалтер, экономист, журналист. В последнее время диагностика часто стала выявлять у ребят предрасположенность к типу профессии «человек-художественный образ», значит они могут смело выбирать профессию визажиста, дизайнера, модельера. Я думаю, это связано с тем, что обстановка в школах, убранство улиц и площадей посёлка стало более эстетичным.
Психологическая диагностика восьмиклассников школы №2 показала, что десять ребят могут посвятить себя работе с людьми, двенадцати лучше получить технические специальности, четырнадцати подходят профессии художественной направленности. У девятиклассников лишь трое расположены к овладению профессией по схеме «человек-знаковая система», пятнадцати следует поступать в технические вузы и колледжи. Большинство будущих выпускников основной школы смогли бы работать учителями, воспитателями, продавцами, юристами, парикмахерами, а также по специальностям, связанным с искусством.
Нередко после прохождения диагностики подросток оказывается в состоянии внутреннего конфликта со своими желаниями и результатами, полученными в ходе тестирования. Вносят свои коррективы и финансовые возможности семьи. Удачным профессиональный выбор может стать в том случае, если ребёнок и родители сумеют совместить «Хочу», «Могу» и «Надо». Это значит, что будущее занятие станет интересным и привлекательным для вас, будет соответствовать способностям и пользоваться спросом на рынке труда.
Наталья Гладковская
Фото Екатерины КАДОЧНИКОВОЙ