Родительское собрание накануне нового года в начальной школе №1 было посвящено актуальной теме – профилактике жестокого обращения с детьми. Психолог отдела молодёжной политики Е.В. Синельникова вовлекла в разговор всех: каждый высказывал своё мнение. Сначала вместе определили, что является жестоким обращением: словесное, физическое воздействие, нарушение прав ребёнка. Потом родители вспомнили ситуации, когда ребёнка обижали сверстники или взрослые, свои эмоции и ощущения, когда с обидчиком хотелось «поговорить по-взрослому», «скрутить в бараний рог».
– Тогда что же такое срабатывает в нас самих, когда мы жестоко относимся к своему ребёнку? – задала вопрос всем собравшимся психолог.
На мгновение воцарилась тишина, а потом мамы начали выдвигать версии: пытаемся свои проблемы выместить на ребёнке, сделать так, чтобы слушался. Психолог вела беседу дальше:
– Каждый родитель сам решает, когда употреблять меры наказания и какие. Советую прежде согласовывать свои действия с Уголовным кодексом. Обязательно наказание, когда ребёнок причиняет вред себе и другим, портит вещи. С выработкой послушания тоже спорный вопрос. Если хотите вырастить несамостоятельного, безответственного человека — тогда требуйте беспрекословного подчинения. Негативные эмоции мы, как правило, несём домой. Когда на работе неприятности, когда сильно устаём – всё раздражает. В обычный день не замечаем, а тут споткнулись о брошенный в прихожей портфель и началось... Несколько раз была свидетелем ситуации, когда мамаша сама плачет и в это время ребёнка лупит. Очень часто приходится слышать, что, мол, меня били и ничего, вырос хорошим человеком. У меня всегда вопрос: вы что, сдачи теперь своим родителям даёте или по-другому уже не умеете?
Хвататься за ремень всякий раз, чтобы выместить на ребёнке свою злость — самый простой, а главное, доступный способ. Гораздо сложнее поговорить по душам, объяснить, растолковать ему что-то...
– Милые вы мои, – прорвалось вдруг у одной из присутствующих. – Ребёнок из школы приходит уставший, ранец с книжками на спине еле тащит, а его ещё и бить? У меня трое детей, ни одного пальцем не трогала, наоборот, с работы вернёшься – стараешься обнять, приголубить. Проблемы ваши детей вообще касаться не должны.
Типов воспитания, как пояснила Елена Владимировна, различают несколько. По типу Золушка: пойди туда, принеси то, быстренько всё убери. Порой не учитываются возрастные особенности ребёнка, и ему приходится выполнять непосильную работу. Это и есть жестокое обращение. Второй тип – гипоопека. Куда ребёнок пошёл, надел ли тёплую шапку, когда вернётся — маму с папой не волнует. Они могут быть заняты карьерой, чем-то ещё. Ребёнок не получает любви, внимания, заботы – и это тоже жестокость. Третий тип воспитания – чрезмерная опека. Когда ребёнку буквально не дают вздохнуть, контролируют каждый шаг. В этом случае ему не дают взрослеть, лишают возможности получать собственный жизненный опыт.
Как избежать жестокого обращения в семье? Учиться контролировать себя. Хороший способ: в приступе гнева мысленно сосчитать до десяти, только потом действовать. Женщинам стоит посмотреть на себя в зеркало. Искажённое злобой лицо вряд ли вам понравится. Ребёнок, между прочим, не просил его рожать, мы родили его сами, поэтому надо помнить, что он — личность. Хвалите и ругайте не самого ребёнка, а то, что он сделал.
Разговор на собрании надолго запомнится родителям, полученная информация к размышлению наверняка пригодится.
Ирина Шадрина