Медиакарта
15:54 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Пристань нескольких поколений

Звание Героя Советского Союза Мартыну Пантелеймоновичу Теплякову было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 г. за форсирование Днепра.

В том же январе сибиряк погиб при освобождении д. Заречье Гомельской области. На его могиле на Гомельщине после войны поставили обелиск с фигурой воина-освободителя. Сюда, к подножью памятника, заботливо убранного цветами, приходят местные жители. А в нашем округе имя Мартына Теплякова носят две улицы.

Одна из них - старинная и самая протяжённая в деревне Дроново, где в 1918 году родился, жил и работал до призыва в Красную армию будущий герой. На его доме мемориальная доска.

– Каждый год 30 января в день гибели Мартына Теплякова мы приходим сюда поклониться солдату Великой Отечественной. В школе и Доме культуры к празднику Победы оформляем стенды с материалами о подвиге земляка, – рассказывает 18-летняя Людмила Теплякова, проживающая на улице имени своего однофамильца. А вообще дроновцев с этой фамилией немало.

18 августа 1966 года на заседании Заводоуковского городского Совета депутатов трудящихся было принято постановление переименовать в честь героя одну из улиц в городе.

Любовь Зиновьева, квартальная, живёт на улице Теплякова уже 27 лет.

– Но лучше я покажу человека, который проживает здесь сызмальства, он вам куда больше расскажет, - подсказала она.

Любовь Андреевна не только назвала адрес старожила, но и согласилась проводить. Идём с ней, минуя обочины, высоко заметённые нынешними богатыми снегами. Моя провожатая продолжила разговор, затеянный в её доме:

– Народ проживает у нас в основном пожилой. Из проблем более всего донимает болотина. Да-да, живём в городе и такая вот оказия, погреба вечно сырые, лет десять назад ещё и грязь непролазная была. Немало пришлось хлопотать, в том числе и мне, как квартальной, чтобы заасфальтировали улицу. Водоразборная колонка тоже одно из не столь давних приобретений улицы. Спасибо директору агропромснаба депутату окружной Думы Александру Пятаку, согласившемуся подать воду от скважины своего предприятия.

По словам квартальной, улица тихая, случается, шалят вечерами подростки, но не более того. Дома, понятное дело, в большинстве старые, на некоторые смотреть жалко. Вот совсем заброшенная изба, рядом – бабушки престарелой хибарка. Но в ряду неброских строений нет-нет да и радуют глаз яркие вкрапления. Это облагораживают улицу новостроем молодые, к примеру, семья милиционера Романа Сергеева.

А вот и дом упомянутого старожила Кудрявцева. Удивительно подвижный для своих восьмидесяти лет, Николай Нестерович имеет к тому же незамутнённую течением времени память да и за словом в карман не лезет. Подстать и жена, обладательница задорного голоса, общительная Евгения Александровна.

Старик Кудрявцев из людей простых: кочегаром был, строителем, на Таповской железнодорожной ветке трудился, словом – из работяг. Однако не без задатков активиста-общественника. В середине 60-х избирался депутатом городского Совета, и как раз тогда же улица Переваловская стала именоваться улицей Теплякова. – Решение принял исполком горсовета, а нас, депутатов, как говорится, поставили перед фактом. Да разве мог бы кто возразить? О герое-земляке все знали, им гордились и восприняли переименование улицы в его честь как должное, – вспоминает Николай Нестерович.

Перед войной дом Кудрявцевых, тогда ещё на Переваловской, был крайним и имел порядковый номер 1, завершалась же вся их нечётная сторона номером 5, да на противоположной стояло три дома. Сегодня их дом седьмой, а на последнем, там, где улица заканчивается, упираясь в дорогу, значится цифра 41. Есть и пара коротеньких проулков, «рукавов», как назвал их Николай Нестерович.

Там, где улица берёт начало, привольно разместились, перегородив её, два действующих предприятия: сельхозхимия и агропромстрой. Теперь она начинается от остановки Механизаторов несколькими коттеджами. Проследуешь мимо них и… упрёшься аккурат в ворота обоих предприятий. Приходится выруливать кривоколенным переулком, чтобы вновь оказаться на улице имени героя.

О коттеджах, построенных в конце восьмидесятых, Николай Нестерович отзывается без пиитета, зато душевно рассказывает о домах, в большинстве постаревших, а главное – о людях, живших и ныне живущих в них. И на пару с супругой перечисляет:

– Семья Василия и Людмилы Мурашёвых, у них четыре сына и дочка. И сами, и дети – все на хорошем счету! Или бабушка Шульгина Нина Александровна, также старожил улицы. Кубасовы – приезжие, но прижились, хорошие соседи. А скольких добрых людей, увы, покинувших этот мир: Хохловы, Грязнухины… участники Великой Отечественной войны Бажуков, Семёнов…

А ещё узнаю от Николая Нестеровича, что ушли на войну с этой улицы, из этого дома и сложили головы в боях с фашистами его старшие братья Степан и Сергей Кудрявцевы.

Такая она, городская улица имени Героя Советского Союза Мартына Теплякова. Со своим прошлым и настоящим, с людьми, что населяли и населяют её, с их радостями и горестями. Со всем, чем жили, живут и будут жить следующие поколения.

Александр ПАРАМОНОВ