Медиакарта
2:40 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Хроника семейного архива

Хроника семейного архива
08:47 | 03 марта 2010
Источник: Новая жизнь

Все дальше и дальше уходим мы от страшных событий сорок первого и всенародной радости сорок пятого победного года. Меньше и меньше остается тех, кто испытал ужасы войны. У поколения, родившегося после, знающего о ней только по рассказам отцов и дедов, со временем тускнеют и затушевываются некоторые события, черты родных и знакомых людей, которые прошли страшное пекло войны.

Просматривая пожелтевшие фотографии и немногочисленные письма с фронта своих родственников, со всей масштабностью понимаешь, какая проверка на прочность выпала на долю их поколения. С какой машиной смерти они бились и победили. Фашизм - философия насилия, разрушения, педантично рассчитанное убийство миллионов людей.

В восьмидесятых годах я был в Германии как турист, посещал концлагерь «Бухенвальд». Этот музейный комплекс оставлен потомкам для размышления. Осматривая это сооружение, невольно чувствуешь зловещую машину смерти, где все рассчитано на полное подавление личности и превращение ее в скотину. В годы войны у всех, кто попадал в концлагерь, был один путь - топка крематория и черный жирный дым из трубы. Гитлеровские войска захватывали города и столицы Европы, силой ставили их на колени, кто оказывал сопротивление - попадал в эти чудовищные «заведения» для уничтожения людей.

Сорок первый год, немецкие дивизии сосредотачиваются у границы СССР. Гигантская военная машина направила свое жало на восток, на нас, главную цель фашистской Германии. Я помню тот черный круглый репродуктор, через который мои родители и родственники услышали страшное слово - война!

Первым на фронт уходил Николай Андреевич Абрамов, брат моей мамы. Его призывают 15 июля 1941 года. Оставив жену с маленькой дочкой Клавой (умерла в 1942 году), Николай едет на Дальний Восток. Служит в 623 полку наводчиком противотанкового орудия. Участвовал в боях с Японией. Демобилизован 8 сентября 1945 года.

Владимир Григорьевич Фадеев, мой отец, в июле 1941 года отправлен в Омское пехотное училище. Заканчивает его и курсы «Выстрел», с января 1942 года - на передовой, командовал ротой. Воевал на Западном, 4-ом Украинском, 1-м Прибалтийском фронтах, в Северной группе войск. Четыре раза ранен, два раза контужен. Уволен в запас 15 октября 1945 года. Инвалид второй группы.

Иван Петрович Никитин был оставлен по броне, как лучший механизатор. Прошла уборка, и в ноябре 1941 его призвали. Воевал в 789 стрелковой дивизии, 875 гвардейском полку, штурмовой роте автоматчиков. Одно письмо получила его жена Фрося, она сестра моей мамы. Иван писал с дороги, что везут их в теплушке в южном направлении: «Дорогая моя женушка Фрося! Скоро нас привезут на фронт, будем бить фашистов, извергов. Береги наших детей - Толю, Витю, Нину и маленького нашего Победоносца». Будто ему кто-то подсказывал, кого под сердцем вынашивала Фрося, и на самом деле родился сын, и дали имя ему Юрий, но не узнает этого боец Никитин.

Потом пришло письмо из госпиталя. Писала медсестра: «Ваш муж, раненный в правое бедро, лежал на излечении. Налетели «Юнкерсы», разбомбили госпиталь. Многие раненые при бомбежке погибли, в том числе и ваш муж». Письмо это было утеряно, и адрес госпиталя неизвестен. Позднее пришла официальная бумага, что И.П.Никитин в июле 1942 года пропал без вести.

После войны дети Ивана Петровича делали запросы в разные организации в поисках отца. Сын Виктор переехал на жительство в Краснодарский край, где воевал отец, наводил справки в архивах, осмотрел десятки памятников и обелисков. На многих есть фамилия Никитин, но нет инициалов и дат.

В этот же год уходит на фронт Федор Карпов - двоюродный брат моего отца. Бил врага под Москвой, штурмовал Берлин. По ранению в 1945 году поехал домой, но в Москве повстречал Федя красавицу по имени Тася. Создал семью и жил в столице до окончания дней своих.

Смотрю на фотографию девушки, очень похожей на героиню фильма «Сорок первый», - это Надя, сестра отца. Воевала в составе зенитного дивизиона, после войны жила в г. Ишиме.

Горнило войны требует все новых и новых солдат, на войну пошли восемнадцатилетние. Федя Абрамов - брат моей мамы - уходит на фронт. Дружил он с веселой певуньей Аннушкой Платоновой - не успели они создать семью, не познал отцовского счастья Федя. Геройски погиб в бою в 1944 году, оставшись навеки двадцатилетним.

Александр Фадеев - брат отца, до призыва работал на тракторе. Был крепким и сильным парнем. Одной рукой мог крутить рукояткой двигатель трактора-колесника и на спор его заглушить на средних оборотах, накладывая руки на свечи двигателя. Провожала его на войну улыбчивая, с ямочками на щеках, синеглазая Катюша. Не суждено им было встретиться, пал смертью храбрых разведчик Александр Фадеев в бою у деревеньки Гайтолово Ленинградской области.

Тысяча девятьсот сорок четвертый год. Николай Фадеев - младший брат отца - в военкомате добавляет себе год и с призывниками 1926 года рождения уходит на фронт. Участвует в боях за Прагу. Служил в Германии командиром танка. Участвовал в испытании ядерного оружия в 1949 году. В запас уволен в 1951 году. Жил и работал в г. Свердловске.

Такую вот хронику может представить почти каждая советская семья. Моей родне, можно сказать, повезло - из восьми человек - участников войны - погибли трое. Пятеро - кто израненный, кто контуженный - вернулись домой. До юбилейной 65-й годовщины никто из них не дожил, но день Победы они приближали, как могли. Вечная им память!

После развала СССР появились желающие переписать историю и поставить нашу армию, наш народ на второстепенную роль во второй мировой войне. Гитлеровские полководцы в своих мемуарах поражения оправдывают тем, что им помешали сильные морозы России, что синтетический бензин в их танках и мотоциклах разлагался на морозе, и двигатели не работали. Что в какой-то момент им для победы не хватило одной, двух танковых рот и тому подобное.

Им не дано понять и осознать истоки духовной силы русского солдата и русского народа. Народа, победившего фашизм. Празднуя Великую Победу, непростительно забыть тех, кто в первые месяцы войны, порой с одной винтовкой на двоих, погибли или пропали без вести под танками и градом бомбовых ударов. Женщин, стариков и подростков, приближавших Победу непосильным трудом в тылу.

В день Победы я достаю мундир отца с капитанскими звездочками и боевыми орденами, расстилаю красный флаг с серпом и молотом, который развевался в сорок пятом году над комендатурой в польском городе Гдыня, где после ранения служил мой отец. Это неотразимо действует на мою память!

Я вспоминаю, чтобы не забыть!

Ю. ФАДЕЕВ,

с. Окунево.

Теги: победа