Медиакарта
0:30 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Экзамены без потери здоровья

До единой государственной аттестации выпускников школ ещё есть время, но волнение уже начинает нарастать.

Боимся экзаменов, сложно представить, что нас ожидает впереди, – рассказывает одиннадцатиклассник школы №4 Ерболат Султанов. – Учителя заставляют больше заниматься, учить. На уроках повторяем изученный материал, решаем задачи, тесты. Приходится заниматься и дома.

Как сберечь физическое и эмоциональное здоровье при подготовке к ЕГЭ, об этом на днях говорили учителя на семинаре, который состоялся в школе №4.

Когда в тесте предлагаешь закончить предложение: «ЕГЭ – это ...», то зачастую читаешь: «...ужас, кошмар» и так далее, – рассказывает методист районного отдела образования и организатор семинара С.А. Иванова. – Наша цель сделать так, чтобы ученики и родители считали экзамены всего лишь естественным этапом школьной жизни, некой вершиной, к которой мы идем, чтобы оценить собственные возможности. На семинаре мы учили педагогов снимать у детей психоэмоциональную нагрузку, рассказывали, как построить учебный процесс, чтобы ЕГЭ не сбивало ритм школьной жизни.

Учитель математики школы №4 А.С. Стыжных преподает в десятых классах, именно в это время начинается напряженная подготовка к выпускным экзаменам.

Моя стратегия — рассматривать на уроке задания, непосредственно касающиеся тестирования, так, чтобы ученики не догадывались, что это подготовка к экзамену. К примеру, сегодня на открытом уроке рассматривали четыре задания из блоков В1, В2, В5 и В10. Они связаны с практической деятельностью и с жизнью. На своих уроках я провожу физминутки, зарядку для глаз. Научилась использовать на переменах релаксацию. Сюда входит видеопоказ живой природы, животных, общение с которыми расслабляет и лечит. На недавно прошедшей в районе методической неделе, взяла для себя дельфинотерапию и цветотерапию. На курсах в ТОГИРРО училась использовать звукотерапию. Детский отдых эффективен, когда его сопровождают звуки – снимает волнение.

К ЕГЭ детей надо готовить не в последний момент, а систематически с первого класса, так считает В.В. Никифорова, директор Медведевской школы. Она поделилась опытом внедрения здоровьесберегающих технологий:

При подготовке к экзаменам мы делаем для детей гибкий график консультаций. Дополнительные занятия проводятся ближе к вечеру, когда дети и учитель какое-то время отдохнули от рабочего дня. Школа обеспечивает учителей копировальной техникой и бумагой. Консультации проходят в предметных кабинетах, чтобы все наглядные пособия и оборудование было под рукой. Консультации – это не урок, в классе ребята располагаются как им удобно. Существует тенденция освобождать старшеклассников во время подготовки к ЕГЭ от занятий в спортивных секциях – мы категорически против. Наоборот, в это время ребятам необходимо повышение двигательной активности. Снимать нервное напряжение после учебных занятий он должен в спортивном зале, где его ждет специалист, который поможет ему сделать это грамотно. У себя в школе отмечаем, что ученики-медалисты одновременно являются и хорошими спортсменами. Занятия спортом развивают волевые качества ребенка, помогают противостоять стрессам. Питание в школе организовали так, чтобы на завтрак всегда были молочные продукты и каши, даем витаминизированный хлеб и булочки. Раньше обедали после третьего урока, но время обеда пришлось передвинуть – старшеклассники долго находятся в школе.

Учительница истории и обществознания школы №4 С.В. Ширшова на своих уроках старается как можно больше использовать музыку, живопись:

Все это повышает интерес к занятиям, – рассказывает Светлана Владимировна. – Сегодня на уроке, чтобы дать детям понятие о принципах менеджмента, я использовала фрагмент оперы Верди. Менеджмент – вопрос сухой, академический, трудный для усвоения, как впрочем и весь раздел экономики. Но в заданиях ЕГЭ много вопросов именно по экономике. В физминутку мы отдохнули в воображаемом путешествии, на море, под шум волн. Важно не только физическое здоровье, но и эмоциональное. А оно хорошее, когда ребенку интересно и ему хочется учиться.

Для создания в школе комфортной среды необходимо немало усилий, средств, а главное желание пересмотреть старые взгляды на организацию учебного процесса.

Считаю, что мы должны научить детей соблюдать режим дня, всё должно быть в меру: учебный процесс, время отдыха, занятия спортом, общение с друзьями, – делится мнением А.Т. Каспанов, директор школы №4. – Наши дети засиделись, а потому надо активность их мотивировать – организовывать различные состязания. На семинаре прозвучала мысль о том, чтобы все школы были оснащены тренажерами и на переменах дети могли на них заниматься. Если мы сохраним и повысим работоспособность ребенка, то это повлияет на результаты сдачи экзаменов.

В образовательных учреждениях района на данный момент подводят итоги программы «Здоровье», которая работала на протяжении четырех лет. Результаты мониторинга должны определить пути дальнейшей её реализации. По словам С.А. Ивановой, назрела необходимость создать методический центр по внедрению здоровьесберегающих технологий и программу «Здоровье учителя». На сегодня и учителю нужно уметь справляться с психоэмоциональными перегрузками, выходить с честью из различных педагогических ситуаций. А, может быть, кому-то необходимо изменить отношение к работе. Только здоровый учитель может увлечь учеников своим примером вести здоровый образ жизни, что в конечном счёте будет влиять на успехи в учёбе.

Наталья Гладковская