Крестьянское хозяйство «Степашка» образовалось в 1993 году. Название своему аграрному предприятию Валентин Фёдорович Коняшин дал в честь исчезнувшей небольшой деревеньки.
– Степашка когда-то была отделением Хмелёвского совхоза, сто двадцать человек там работали, – говорит он. – Последнюю семью перевезли оттуда в Свердлово в 80-ых годах прошлого века, и деревни не стало. Решил сохранить память о ней — люди там хорошие жили, хозяйство крепкое вели.
Недавно в связи с изменениями в законодательстве предприятие пришлось переименовать. Теперь во всех бумагах значится ИП Коняшин В.Ф., глава крестьянско-фермерского хозяйства. Но сути дела это не меняет. В первые годы земледельцы обрабатывали четыреста гектаров земли, арендованной у дольщиков. Сейчас в собственности сельхозпредприятия насчитывается более двух тысяч гектаров пашни. Половину из них хмелёвские хлеборобы возделывают самостоятельно — сеют пшеницу, овёс, ячмень. Остальные площади сдают в аренду ООО СП «Малышенское». На постоянной основе в хозяйстве трудятся пятнадцать человек, в полевой сезон численность рабочих увеличивается вдвое. Во «временщики» мужики идут охотно. В страду здесь при небольшой площади зерновых до сорока тысяч рублей можно заработать.
За хлебной нивой механизаторы ухаживают при помощи только отечественной техники. По мнению руководителя, она более приспособлена к местным условиям и не так дорога в обслуживании, как импортные агрегаты. Увеличивать посевные площади в сельхозпредприятии не собираются: выращенного урожая хватает на корм скоту, а продавать зерно «на сторону» пока не планируют.
Животноводство в «Степашке» развивается с самого основания хозяйства. В первый же год построили свинарник, завели дойных коров. Со временем, чтобы обеспечить работу мясоперерабатывающего цеха, занялись выращиванием овец и лошадей. В этом году приобрели телят мясной породы «обрак». Не так давно в сельскохозяйственном предприятии В.Ф. Коняшина появилась мини-ферма, построенная в рамках областной программы развития агропромышленного комплекса. В просторную и светлую базу поставили три десятка коров улучшенных пород. В планах — увеличить дойное поголовье до полусотни. Поинтересовалась у животноводов, довольны ли они условиями и оплатой труда. Свинарка Ирина Петровна Леонгардт и овцевод Михаил Александрович Носов в хозяйстве работают давно, говорят, что претензий к работодателю у них нет. Для них важно то, что зарплату выплачивают вовремя, а к руководителю всегда можно обратиться за помощью.
По мнению В.Ф. Коняшина, сельское хозяйство приносит прибыль, когда ведётся в комплексе. Именно поэтому долгое время он стремился к тому, чтобы цикл производства был полным. Под его началом, кроме крестьянско-фермерского хозяйства, действуют рынок «Русич», закусочная с одноимённым названием, кемпинг, цех по переработке мяса, есть своя пилорама, пекарня. И всё это – в единой сцепке. Полеводство даёт более низкие по цене корма для животноводства и муку для выпечки хлеба. Молоко с фермы идёт на откорм свиней и телят, подрощенные бычки и хрюшки отправляются на мясокомбинат, а потом продукция поступает в продажу в виде фарша, мясных полуфабрикатов и пельменей ручной лепки.
– Это выгоднее, чем торговать сырьём, – говорит предприниматель. – Если перевести хлеб, что мы выпекаем и продаем, на зерно, то получается, что реализуем мы его по пять с половиной рублей за килограмм. А на рынке сейчас максимальная цена на зерно – на два рубля меньше. Так и с молоком, и с мясом. За счёт продажи готовой продукции и живём.
Задумывается В.Ф. Коняшин и о расширении мясоперерабатывающего производства. В настоящее время предприниматель строит цех по производству сосисок и мясных деликатесов вроде охотничьих колбасок. Здание уже подведено под крышу, рассматривается вопрос о покупке оборудования.
Во время «экскурсии» по хозяйству возникло ощущение, что рабочий процесс в нём организован как бы наоборот. В большинстве сельхозпредприятий для хранения техники имеются специальные площадки или обширные гаражи, чтобы все агрегаты находились в одном месте. В предприятии Валентина Фёдоровича тракторы и комбайны зимуют в оградах механизаторов, которые на них трудятся. Так, мол, сохранность сельскохозяйственных агрегатов проще обеспечить. На ферме В.Ф. Коняшина нет особой механизации, навоз здесь убирается по старинке, «дедовским» методом, и вывозится за пределы территории на лошадях. Этому тоже есть объяснение.
– На содержание автоматической системы навозоудаления в год потребуется израсходовать не менее шестисот тысяч рублей, – приводил в доказательство экономические расчёты индивидуальный предприниматель. – А поголовье крупнорогатого скота у нас небольшое. Невыгодна нам «механизация». Лучше я дополнительного скотника на работу приму и зарплату ему платить буду. Механизация высвобождает рабочие руки, а в деревне и так безработных много.
Валентин Фёдорович словно всеми силами пытается сохранить «старую» Русь, когда сельское хозяйство в российской глубинке держалось на крепких руках зажиточных мужиков. Он всех своих работников называет по имени-отчеству. С каждым из них успел переговорить, пока показывал хозяйство. Не заметила напряжения и у рабочих. В их общении с «начальством» то и дело слышались шутки.
– Народ у нас хороший, доверить можно всё – и зерно в сохранности будет, и технику не угонят, и солярка на месте останется. Может быть, это от того так, что мы все друг друга с детства знаем. Я в Хмелёвке родился и вырос. Пока живу – хозяйство не брошу. Не могу без деревни жить, я здесь душой отдыхаю. А если серьёзно, то землю и людей бросать жалко. Со временем заведовать всем здесь будет сын Николай, он уже понемногу входит в курс дела, – уверяет Валентин Федорович.
Основателю «Степашки» удалось вывести своё крестьянско-фермерское хозяйство в число лучших. Оно было включено в клуб «Фермер-300», куда вошли три сотни наиболее успешных фермерских хозяйств России. На вопрос, что способствовало такому успеху, Валентин Фёдорович ответил:
– Сельское хозяйство – это не бег по вертикали и не разовое мероприятие. Во всём должны быть планомерность и размеренность, чтобы темп был тебе под силу. Вот бегаешь ты стометровку за десять секунд – и всё нормально, организм перегрузок не испытывает. Попробуй быстрее – сердце застучит, дыхание нарушится, можешь и с дистанции сойти. Многие прогорели на сельском бизнесе, потому что хотели быстрой и легкой прибыли. Так не бывает. Получил деньгу – не оставляй её себе всю. Обязательно вложи часть дохода в производство. Если столб вовремя не поправишь – он рухнет, да ещё часть крыши за собой потянет. В итоге, затраты на восстановление будут неизмеримо больше, чем на ремонт. Мы работаем на прибыль – чтобы хватало на воспроизводство и на жизнь оставалось.
Анастасия Дембицкая
Фото Екатерины Кадочниковой
На фото: В.Ф. Коняшин: «Пока живу – хозяйство не брошу».