В очередной раз мы публикуем письма людей, имеющих прямое отношение к школе, как учителей, так и учеников. В своих посланиях они попробовали осветить разные грани педагогического таланта, и у них это хорошо получилось. В письмах глубокие размышления о роли учителя в современном мире, его предназначении, особенностях профессии. Возможно, кто-то, читая эту страницу, вспомнит и о своих наставниках, и о своём детстве, как всегда солнечном и далёком.
У них учились уму-разуму
«Что же такое школа? Кто такой учитель? Ни одна книга не даёт полного ответа на эти вопросы. Школа отражает в себе мир, время. И, подобно Вселенной, она всегда будет привлекать к себе великие умы и смелые сердца». Так начинается письмо, а вернее целое повествование-размышление учителя начальных классов Тюнёвской средней школы Надежды Ивановны Ивановой, посвящённое педагогам с большой буквы, наставникам, благодаря которым Надежда Ивановна выбрала единственно правильный путь в жизни. Она задаётся вопросом «Кем только учителю ни приходится быть?». Строгим и справедливым судьёй первых поступков маленького человека, искусным врачом болезней роста, тренером памяти. Ответственнейшее звание – учитель и воспитатель. Каждый ребёнок – «чистая доска». Что же учитель начертает на ней, во что ученик переплавит его слова, взгляды, жесты, и что в нём из того, что посеет педагог, взойдёт, а что погибнет?
«В сравнении с людьми других профессий учитель может показаться застенчивым или даже неинтересным человеком, - продолжает свой рассказ Надежда Ивановна. – Но его надо видеть на уроке. Вот где застенчивость превращается во вдохновение, вот где неприметный педагог становится властелином душ. Нам, нынешнему поколению наставников детей, удивительно повезло, нам было у кого учиться педагогическому мастерству. Все наши ветераны труда – отличные учителя».
Надежда Ивановна посвятила им плод своих раздумий – зрелую и глубокую статью. Первый человек, о котором она написала, - это Борис Григорьевич Николаев. Он появился на свет в далёком 1926 году в деревне Тёмное Александровского сельского совета Нижнетавдинского района. Рос весёлым, любознательным мальчиком. Всё в окружающем мире его интересовало: природа, люди, сверстники, наука. Мальчик отлично учился в школе.
В 1943 году Борис Николаев был призван в училище авиации дальнего действия, до 1945 служил в воинских частях бомбардировочной авиации. После войны Борис Григорьевич окончил педагогическое училище и институт. 55 лет проработал учителем, из них 44 года – в с. Тюнёво. 25 лет – в должности директора Тюнёвской средней школы. Это единственный педагог, который вёл все предметы в школе и владел ими в совершенстве. Он помнит имена не только всех своих учеников, но и коллег, с которыми трудился на протяжении многих лет. А ведь ему уже 84 года!
По проекту Бориса Григорьевича в селе Тюнёво поставлен памятник погибшим землякам «Родина – мать не забудет своих сыновей». А сам он имеет славные награды – «Орден Отечественной войны», юбилейные медали и нагрудный знак «Отличник народного просвещения».
Односельчане о Борисе Григорьевиче говорят, что он никогда не останавливался на достигнутом, всегда шёл впереди, спешил жить. Его путь к успеху – постоянное самообразование, поэтому он был уникален в своей стихии. В отсутствии наглядных пособий делал каждый урок, как конфетку: использовал свежий материал из газет, журналов, телепередач, учил мыслить.
Надежда Ивановна написала и о его второй половинке - верной спутнице жизни Нине Аркадьевне Николаевой. Она родилась в деревне Новосёлово Ярковского района. Была старшим ребёнком в трудолюбивой крестьянской семье.
В 1966 году после окончания средней школы поступила в Тюменский педагогический институт, а в 1970 после его окончания была направлена работать в Заводоуковский район. Перед отъездом зашла в ОБЛОНО, но там выяснилось, что в Заводо-уковском районе учитель русского языка и литературы не нужен, и в этот момент по воле судьбы раздался телефонный звонок. Это директор Тюнёвской школы Борис Григорьевич Николаев искал кадры.
Дорога оказалась плохой: пришлось добираться на попутных машинах и 13 километров идти пешком, но эти трудности не испугали молодого педагога, горящего огнём энтузиазма. И вот 19 августа 1970 года в субботний день учительница стояла с чемоданом в руках на пороге школы. Впереди целая жизнь, полная тревог, волнений, трудностей и радостей.
34 года Нина Аркадьевна Николаева проработала в Тюнёвской средней школе, из них 12 лет – учителем немецкого языка, два года – завучем, восемь лет – директором учебного заведения. Неоднократно награждалась Почётными грамотами управления образования Нижнетавдинского района и Министерства образования. В 2000 году получила звание «Почётный работник образования». Ученики её называют человеком с красивой, нежной, ранимой душой. Такого педагога нельзя не любить!
Немало тёплых строк в своём письме Надежда Ивановна Иванова посвятила учителям, которые сегодня трудятся на педагогической ниве. К сожалению, на одной газетной странице мы не может так подробно рассказать о них, как это сделала их коллега, тем не менее, постараемся описать характерные черты каждой личности.
Бессменный завуч Тюнёвской школы - так говорят коллеги про Анну Зотеевну Гурину, которая вот уже 30 лет работает учителем русского языка и литературы. Её отличает творческий подход к делу, принципиальность, требовательность к себе, коллегам и ученикам. Эти качества помогли А. Гуриной добиться успехов: ученики Анны Зотеевны занимают призовые места на районных олимпиадах, и сама она пользуется признанием и уважением у всего учительского сообщества. За успешную работу награждена ведомственным знаком «Отличник народного образования», Почётной грамотой администрации Тюменской области, 17 ноября 2007 года ей присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
Учитель русского языка и литературы Мария Васильевна Пузырёва многое делает для самоорганизации школьников, учит их личной ответственности, самостоятельности, самоанализу. Учитель алгебры и геометрии Татьяна Александровна Иванова очень интересно преподаёт свои предметы, потому что отлично ими владеет и любит своих учеников. А все они вместе: и Борис Григорьевич Николаев, и Нина Аркадьевна Николаева, и Анна Зотеевна Гурина, и Мария Васильевна Пузырёва, и Татьяна Александровна Иванова и многие другие педагоги – составляют вечно молодой прекрасный учительский союз. Их имена занесены золотыми буквами в сердца учеников, в историю родной школы.
Первый учитель
Учителя часто сравнивают со скульптором, но дитя не глина, из которой можно вылепить всё, что угодно, и даже не мрамор, противопоставляющий усилиям мастера свою неподатливость. Педагога скорее можно сравнить с резчиком по дереву, осуществляющим свой творческий замысел не вопреки материалу, а выявляя его собственные возможности. Увидеть в сучковатой ветке голову старика или бегущего оленя с великолепными ветвистыми рогами – вот задача мастера.
Таким мастером для бывшей ученицы Новотроицкой основной школы, а теперь уже студентки первого курса Тюменского государственного университета Екатерины Рыковой стала учительница начальных классов Надежда Владимировна Кадулина.
«Я помню своё первое впечатление от встречи с ней, - делится с читателями девушка. – В класс вошла женщина среднего роста, с удивительно добрым взглядом и милой улыбкой. Казалось, что она видит каждого в отдельности и всех сразу. За те несколько минут, пока Надежда Владимировна с еле заметной улыбкой рассматривала нас, у меня появилась уверенность, что она сумела проникнуть в душу каждого ученика».
По словам Екатерины Рыковой, уроки её первой учительницы были интересными и увлекательными. Порой они превращались в удивительные путешествия в загадочный мир природы. На занятиях по математике она учила детей размышлять логически, на уроках литературы – развивала речь, и на переменах, и после уроков Надежда Владимировна продолжала жить заботами, радостями и печалями своих воспитанников.
Общественный деятель Надежда Константиновна Крупская сказала: «Для ребят идея неотделима от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый или чуждый им человек. Но любимым учителем может быть только учитель любящий». Именно таким человеком, любящим учителем, стала для своих учеников Надежда Владимировна Кадулина.
Строгие или мягкие, но всегда справедливые
Три школьницы из Киндерской средней школы прислали в редакцию послания о любимых учителях. Ученица 7 класса Надя Рыкова написала сочинение об учителе русского языка и литературы Мунире Хикматулловне Калиевой, в которой строгость сочетается с доброжелательностью. На уроках она поддерживает дисциплину, но как только прозвенит звонок, серьёзный педагог превращается в ласкового наставника, с которым можно поделиться секретами, у кого можно спросить совета.
Ученица 9 класса этой же школы Эльвира Фазлуллина в своём письме перечислила дорогих сердцу педагогов. Это Асия Галимзяновна Мухаметова, Татьяна Владимировна Крумина, а также любимые бабушка и дедушка девочки, которые также много лет жизни посвятили школе – Майнур Хабриевна и Фатых Хамзович Фазлуллины. Все они сыграли большую роль в судьбе Эльвиры.
Ученица 10 класса Анастасия Коноваленкова написала письмо-сочинение о своей первой учительнице Фание Габидулловне Тухватуллиной.
«Симпатичный человек. У неё замечательный мягкий и покладистый характер. Но когда речь заходит о принципиальных вещах, Фания Габидулловна всегда отстаивает собственную точку зрения. Это очень справедливый человек. Она терпеливо объясняет всё, что непонятно, ни разу не повысила на нас голос, поэтому мы любим и уважаем нашу Фанию Габидулловну».
Радует, что не только девочки, но и мальчики посвящают своим учителям тёплые слова. Братья Роман, Артём и Владислав Бураковы однажды дружно сели за стол и написали по письму, каждый - в соответствии с личными симпатиями к любимому педагогу, и вот эти сочинения на столе у автора статьи.
Ученик четвёртого класса Артём Бураков рассказал о Валентине Николаевне Байновой, умеющей организовать не только школьную, но и внеурочную жизнь воспитанников: она руководит театральным коллективом «Жемчужина», в котором находятся роли и для учеников, и для родителей, регулярно организует походы в кино, библиотеку, экскурсии в музей - всё это, конечно же, разнообразит процесс обучения.
Его брат Роман написал об Ольге Андреевне Крестьяниновой, которая является его классным руководителем и учителем истории и обществознания, а самый старший Владислав нашёл добрые слова для Валентины Александровны Андреевой. Эти педагоги всю свою жизнь посвятили благородному труду – учительству. Дорогие наставники, низкий вам поклон от ваших учеников!
Вместо послесловия
Традиционно учение называют светом. Если так, то его источником является учитель. И действительно, кем бы мы были без учителей, в какой бы тьме бродили, не получив в своё время заряда любви, тепла, а также знаний и идей, которые стали составляющими нашей души и разума.
Печально видеть, что некоторые дети сегодня не готовы или не способны воспринимать этот свет, предпочитая учиться не у живых людей, а у бездушных машин и сомнительных киногероев. Что они почерпнут из этого источника?
Думается, что всему нашему обществу необходимо объ-единиться вокруг национальной идеи: воспитать наших детей порядочными, честными, благородными людьми. И эту сложную задачу родители обязаны разделить с учителями поровну и действовать рука об руку, в одном направлении. Пусть Год учителя станет началом десятилетия совместного творческого труда.
Сергей ГУБАРЕВ