Организация рационального питания детей в образовательных учреждениях – одна из приоритетных задач педагогических коллективов. И это понятно, поскольку питание влияет на интеллектуальное и физическое развитие ребёнка. А здоровое питание является необходимым условием хорошей успеваемости в школе.
Нагрузки на детей в школе меньше не становятся, и они, как правило, оставляют свой отпечаток на здоровье ребёнка. Когда специалисты анализируют состояние здоровья первоклассников и тех, у кого обучение в школе близится к завершению, то фиксируют печальную статистику. Если правильно организован режим труда и отдыха школьника, питание является рациональным, в школах внедрены и работают здоровьесберегающие технологии, то педагоги добиваются положительных результатов.
В Казанском районе реализуется программа совершенствования организации питания в образовательных учреждениях. Её основная цель – сохранение здоровья школьников.
О том, как организовано питание в школах района, мне рассказала Е.В. Ломовицкая, ведущий специалист отдела образования.
– Мы используем несколько форм в организации питания, – пояснила Елена Вячеславовна. – Детям предлагаются горячие завтраки и обеды, сухие пайки, они могут купить что-то себе в буфете. Во всех школах района (средних, основных и начальных) открыты и работают столовые, в которых оборудованы пищеблоки, а в 2-х начальных школах действуют буфеты. Для детей, обучающихся на дому, организована доставка сухих пайков. За последние три года в десяти школьных столовых был сделан капитальный ремонт, в шестнадцати обновлено технологическое и холодильное оборудование. Прекрасные столовые в Казанской, Новоселезнёвской, Челюскинской и других школах. Организацией питания занимаются индивидуальные предприниматели и Казанское ПО. Они доставляют в школы необходимые продукты согласно разработанному меню. Это меню обязательно согласуется со специалистами Роспотребнадзора. Учитывается качественная и энергетическая ценность продуктов. В рацион школьников введены продукты, обогащённые микронутриентами – витаминами и минеральными веществами.
Чтобы увидеть собственными глазами, как организовано питание школьников, я побывала в столовой Большеярковской школы. По количеству учащихся эта школа небольшая. Поварами работают здесь Т.В. Алексеева и Н.В. Барабанщикова. В столовой чисто, уютно, на столах – салфетки. Во время перемены здесь обедали учащиеся среднего звена. Пятиклассницы Настя Алфёрова, Люда Штриккер и Яна Старокорова с аппетитом ели котлету с гречкой. Девочки говорят, что еда вкусная. В меню – салаты из овощей, каши, блюда из рыбы и мяса. Если кто-то не наелся, можно купить дополнительную порцию. Исходя из предлагаемого меню, в среднем стоимость горячего завтрака составляет от 15 до 20 рублей, горячего обеда – от 30 до 39 рублей. Фактическая стоимость одноразового питания варьируется от 19 до 24 рублей в день.
Цифры эти, безусловно, по современным меркам смешные. Что можно приготовить на 20 рублей? Да ещё так, чтобы пища была вкусной, сбалансированной и богатой минералами и витаминами? И здесь возникает проблема.
– Родители считают, что школа обязана обеспечивать учащихся бесплатным питанием, – говорит Е.В. Ломовицкая. – Но средств из областного бюджета выделяется недостаточно. На них невозможно организовать качественное сбалансированное питание школьников с учётом их физиологических особенностей и потребностей. В настоящее время осуществляется социальная поддержка семей, имеющих детей-школьников. Им частично компенсируется стоимость питания в размере 11-ти рублей для всех детей и 22-х рублей для детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Но некоторые родители отказываются вносить дополнительную плату за питание своих детей. Лишь в шести школах Казанского района введено двухразовое питание (это завтрак и обед), 23% учащихся питаются дважды. Во всех остальных школах дети питаются только один раз, потому что родители отказываются платить. Они считают, что ребёнку достаточно поесть 1 раз в день.
Такая ситуация, естественно, вызывает у специалистов отдела образования, педагогов тревогу. Учащиеся старших классов проводят в школе по 7–9 часов ежедневно. Специалисты говорят, что молодой организм должен «подпитываться» каждые четыре часа. Неполноценное питание приводит, как известно, к проблемам в физическом развитии школьника, к заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
Некоторые ребята мотивируют свой отказ пообедать в столовой тем, что там невкусно готовят. К сожалению, такие факты есть. И здесь, конечно, нужно предъявлять к поварам более жёсткие требования. Но в большинстве школьных столовых Казанского района горячие обеды соответствуют всем предъявляемым к ним требованиям, в том числе и вкусовым. Обязательно повара готовят салаты из овощей, выращенных на приусадебных участках. В Большеярковской школе, к примеру, за счёт сэкономленных к концу года средств детям давали фрукты, сладости. В 12-ти средних школах района готовят различную выпечку, и дети с удовольствием её едят.
Специалисты отдела образования постоянно проводят мониторинг и контролируют организацию питания в школах. Работники Роспотребнадзора трижды в год по плану в обязательном порядке проверяют школьные столовые. И, как отметила Е.В. Ломвицкая, ведущий специалист отдела образования, за последние три года в Казанском районе не было зарегистрировано ни одного случая отравления, вспышек кишечных заболеваний ни в школах, ни в детских садах.
Тамара НОСКОВА
Фото автора