Медиакарта
6:15 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

По вере нашей

По вере нашей
13:05 | 19 января 2011
Источник:

В чём смысл празднования Крещения Господня

Елена КОШКАРОВА

Тимофей ГЕРАСИМОВ (фото)

У праздника, который православные отмечают 19 января, есть два названия – Крещение Господне и Богоявление. Вырубаются в реках иордани (проруби), освящается вода, люди омываются ею, окунают в нее детей, набирают в бутылочки… Какой смысл во всех этих действиях? Об этом мы беседуем с руководителем тюменского православного культурно-просветительского центра “Русская неделя” Мирославом Бакулиным.

– Мирослав Юрьевич, если мы прочтём страницы Святого Евангелия, то узнаем в одном и том же иудейском роде с разницей в шесть месяцев рождаются два мальчика, о первом из рождённых говорится, что он не был Светом, но был послан Светом, а о следующим, что Он – Сын Божий. Затем описывается только одна их встреча, на реке Иордан. Только одна, но это событие теперь празднует весь христианский мир. Почему этому придаётся такое большое значение?

– Иоанн Креститель, о котором Иисус Христос сказал, что выше мать никого не рожала, то есть нет среди людей более совершенного человека, большую часть своей жизни прожил в пустыне (его родители были очень преклонных лет и рано почили). Там он сознательно вёл суровый образ жизни. Но самое главное – призывал иудеев к покаянию. Дело в том, что к тому времени богоизбранный народ настолько погряз в формализме относительно религии, что Господь послал им пророка, дабы через крещение водой люди покаялись в своих грехах, встали на путь раскаяния. Триста лет до этого Иудея не знала пророков. Вообще быть им трудно, ведь приходится говорить людям неприятные вещи, указывать на грехи. Святой Иоанн стал тем, кто приготовил для Господа, образно говоря, уши, в которые должно было войти Слово. Его призыв к покаянию, очищению от грехов – это первое, о чём стал говорить с людьми и Христос.

Сын Божий приходит на Иордан к Иоанну Крестителю как равный среди прочих земных людей и просит тоже покреститься. На что Иоанн отвечает: “Я не могу крестить Тебя, я не могу даже развязать ремни на твоей обуви” (тогда этот обряд совершали ученики). Но Христос сказал: “Делай, что тебе положено делать”. Почему? Иисус Христос в любви делит с людьми всё: богооставленность (помните, на кресте?), смерть, что для Бога вообще невероятно, потому что Господь бессмертен, вот здесь, на Иордане, покаяние тоже делит, показывая, что это самое начало на великом пути к Господу. Во время этого события на Него сошёл Дух Святой в виде голубя, и прозвучал глас Отца: «Се Сын Мой возлюбленный». Произошло Богоявление, когда разом явились людям и Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Дух Святой.

– Но сам факт крещения водой Господа нам кажется абсурдным, потому что это акт покаяния, смывания грехов, а какие грехи у Бога?

– Христос вошёл в воду, полную человеческих грехов. Она уже свинцовая, тяжёлая от духовной и телесной грязи человеческой. И вот Сын Божий, сам чистейший и совершеннейший, очистил, освятил эту воду собой. Не свои грехи Он смывает, а наши.

И если читать далее Евангелие, то мы видим, что сам Господь говорит о значении образа воды в беседе с самарянкой у колодца. (А тут надо понимать, что иудеи, возгордившись, что когда-то стали богоизбранным народом, с самарянами не разговаривали, а уж с женщинами и тем более). Самарянка, отверженная даже среди своих, изумляется и спрашивает, почему он готов выпить воду из её кувшина. На что Господь отвечает, что сам даст ей такую воду, что «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Господь явился той «водой» Жизни и Любви, когда нет созданных людьми границ, нет ни одного человека ненужного, отверженного. Это образ очень ясный и конкретный, который показывает, что после купели, после Святого Крещения водой человек становится абсолютно новым.

– Вот эту тему хотелось бы продолжить. В Таинстве три стороны: Господь, Иоанн Креститель как посредник и мы, люди. Мы-то в этом действе как участвуем?

– А мы участвуем очень просто. Вот Иордан. Возвращаясь из плена и проходя через него, иудеи вступали в землю обетованную, завещанную им Господом. На их ногах до реки ещё пыль рабства. Переходя через свой личный Иордан, опускаясь в крещенскую воду, мы показываем, что омываем прах рабства, земных страстей, выходим очищенными на «новую землю» и восходим к свободе жизни с Господом.

В этот день случается единственное в году божественное освящение воды. Крещенская вода называется агиасма. По своей святости и чистоте она не сравнится с простой жидкостью. Целый год святая вода хранится в обычной посуде и не поддаётся гниению. По крайней мере, я уже лет двадцать эти её свойства наблюдаю. Агиасма имеет для человека судьбоносное значение. Во-первых, исцеляет всякого болящего. Моя супруга недуговала болезнью желудка, и только лишь ежедневный приём крещенской воды её излечил. Я был свидетелем нескольких исцелений. Например, в Тобольске один человек, страдающий запоями в течение десятилетий, в Крещение прыгнул, памятуя о желании покончить со своим грехом, в иордань. После этого бросил пить окончательно.

Миряне несут эту воду домой, чтобы освятить своё жилище, детей, скот. У нас есть один священник – отец Михаил Денисов, семью которого за веру когда-то сослали с Сибирь. Так он рассказывал, что их отец каждый год на Крещение ходил на реку с обычным ведром. Набирал воду из проруби, без всякого Таинства, совершаемого на этом месте священнослужителем (а у него было восемь детей). Ребятишки спрашивали: как же так, никто воду не святил, а ты считаешь её агиасмой. На что отец отвечал: если есть сейчас хоть где-нибудь на земле батюшка, который совершил Святое Таинство, то вся водная стихия освящена. И по его вере эта вода стояла в бутыли и не портилась год, и они пили эту святую воду. Вот что совершенно удивительно!

– То есть во многом это вопрос веры?

– Обязательно. Если внешне посмотреть, то прыгать зимой в ледяную купель странно. Некоторые воспринимают это как радикальную сибирскую акцию и попытку пощекотать себе нервы. Но даже и эти люди, выходя из купели, испытывают нечто замечательное. Поэтому, если люди хоть немного задумываются о Господе, мало-мало совершают свой внутренний подвиг, это уже хорошее начало для будущих ростков веры. Иногда прикосновение к Богоявлению является первым шагом к воцерковлению человека.