Откуда берутся трудные дети? На этот вопрос одни ответят, что дело в дурной наследственности, недостатке родительской заботы и любви. Другие возразят, что правонарушители бывают и в благополучных семьях. Правы те и другие. Трудные дети живут среди нас. И чем раньше на них общество обратит внимание, помогая им вырасти полноценными людьми, тем больше уверенности, что, повзрослев, они не принесут окружающим людям беды и несчастья. В нашей области создан и действует банк данных несовершеннолетних и семей – «группы особого внимания». О том, как организуется работа с подростками, попавшими в поле зрения ведомств системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди подростков, мы беседуем с Ириной Васильевной Кутыревой, заместителем председателя комиссии по делам несовершеннолетних Администрации района.
– Ирина Васильевна, расскажите, что из себя представляет этот банк данных и какие категории несовершеннолетних находятся на контроле у государства?
– В банк данных заносятся несовершеннолетние, находящиеся в обстановке, которая не отвечает требованиям воспитания и содержания или угрожает жизни и здоровью. Основанием для постановки подростка в банк данных могут послужить, как социально-опасное положение семьи, так и противоправное поведение самого несовершеннолетнего. На сегодня в районном банке данных состоят 128 человек. Эта база может предоставить полную информацию о несовершеннолетнем от даты рождения и состояния здоровья до жилищно-бытовых условий. Вся имеющаяся информация защищена и доступна только для должностных лиц, работающих в органах системы профилактики безнадзорности и правонарушений. Специалисты несут ответственность за неразглашение данных о несовершеннолетнем. Обязательным условием в организации работы с подростками «группы особого внимания» является комплексное сопровождение всеми заинтересованными службами и ведомствами. Координацию их действий осуществляет Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Чтобы планировать воспитательную работу, надо знать о подопечном всё: и совершённые правонарушения, и причины, подтолкнувшие к этому. В базу данных заносится информация о том, где подросток учится или работает и чем занимается в свободное время, а также уровень доходов семьи, её состав, как родители исполняют свои обязанности.
– Расскажите, как дети попадают в «группу особого внимания»?
– О внесении ребёнка в банк данных решение принимает оперативный штаб, куда стекается вся информация по несовершеннолетним, проживающим в районе. К примеру, Отдел образования докладывает о результатах мониторинга посещаемости занятий, милиция предоставляет сводку происшествий, больница сообщает о случаях нанесения вреда здоровью. При этом каждое ведомство вносит свои предложения, какого ребёнка следует внести в банк данных. Но бывают, обстоятельства, когда нельзя дожидаться заседания оперативного штаба. Это те случаи, когда ребёнку требуется незамедлительная помощь. Под особое внимание подпадают происшествия, где дети становятся жертвами преступлений. В штаб стекаются сведения о неблагополучных условиях жизни детей в семьях. Дети попадают в банк данных «группы особого внимания» с разными судьбами и характерами, их жизненные ситуации не похожи одна на другую, поэтому и подход к каждому индивидуальный. За каждым подростком, попавшим сюда, закрепляется наставник. Это позволяет комиссии отследить исполнение программы реабилитации, которая разрабатывается и проводится при участии всех ведомств. Например, Отдел образования организовывает дополнительные занятия, консультации. Комплексный центр оказывает натуральную помощь семье, Отдел молодёжной политики, физической культуры и спорта предоставляет услуги по организации досуга. Не менее значима для ребёнка семейная атмосфера. Деятельность специалистов направлена не только на то, чтобы ребёнок изменился, но и на то, чтобы помочь родителям найти с ним общие интересы.
Наряду с несовершеннолетними, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в «группу особого внимания» входят и малолетние правонарушители, состоящие на учёте в Комиссии по делам несовершеннолетних и в Отделе по делам несовершеннолетних Голышмановского межрайонного отдела внутренних дел.
– Ирина Васильевна, расскажите, как работаете с этой категорией ваших подопечных?
– Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав — это структура, охватывающая своим контролем подростков различных категорий. На учёт мы берём не только юных нарушителей закона, но и ребят, систематически прогуливающих уроки. Все дети, у которых наблюдаются отклонения в нормальном поведении, проходят через нашу комиссию. На профилактическом учёте в КДН в конце прошлого года состояли 32 подростка. За 2010 год мы сняли с учёта 29 ребят, из них 22 – по исправлению, остальных – по достижению совершеннолетия. Путь исправления долгий. Чудесных превращений не бывает. Но случается, что одно приглашение на комиссию уже является началом для перемен к лучшему. Бывают случаи, когда ещё до заседания комиссии ребёнок начинает посещать кружки, берётся за учёбу. С трудом встают на путь исправления те, кому недостаточно родительского внимания. Подросток в одночасье не может стать «трудным». Одна мама на комиссии жалуется, мол, с седьмого класса стал вольно вести себя, не слушается. Значит, связь родителей с ребёнком была потеряна ещё раньше. Когда взрослые живут проблемами своих детей, интересуются их делами, поддерживают, контролируют, такие проблемы возникают реже. Если подросток оступился, ему в первую очередь становится стыдно перед родителями. Был случай в моей практике. Приехала я к одной маме, говорю, ваш ребёнок опять кражу совершил. А она отвечает: «Ну, украл и украл, что такого!» Дети с родителей «срисовывают» модель поведения в обществе. Также на учёт в Комиссию по делам несовершеннолетних попадают дети из вполне благополучных семей. Бывает же, подросток оступится раз, попадёт под чужое негативное влияние. Если мы видим, что реакция родителей правильная, ребёнком занимаются, и он старается исправиться, то в работу с ним не обязательно подключать все ведомства и вносить семью в банк данных «группы особого внимания».
Проблемами детей заниматься, конечно же, нужно. Ведь сегодняшние дети – это те, кто завтра будет растить хлеб, строить дома и дороги. Какое мы поколение вырастим – такая и жизнь будет.
Наталья Гладковская