Медиакарта
12:12 | 22 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

А если "понаехало" с добром?

«Пусть у меня рожь не родит, лишь бы у соседа корова сдохла!». Над этой старинной присказкой можно было бы улыбнуться, если бы события сегодняшнего дня непреподносили похожие ситуации.

В зоне конфликта

Скажу, как на духу: написание этого материала досталось нелегко, хотя тема не новая – затяжная война между соседями. Выслушивать жалобы тех, кто приходит в редакцию, несложно. Гораздо труднее «раскопать» истинную причину разногласий и попытаться взглянуть на проблему глазами независимого, незаинтересованного лица…

Видимо не зря говорят в народе, что хороший сосед лучше дальнего родственника. А бывает, чем ближе соседи, тем яростнее вражда - и век бы их не знать, да постоянно о своем существовании напоминают. Вот что рассказал нам житель небольшой деревушки, который пришёл в редакцию, как в последнюю инстанцию, чтобы хоть как-то повлиять на непокорных соседей.

-Они - приезжие, их родина не здесь. На меня злятся, что не даю в своей деревне пакостить. Чем занимаются? Считаются безработными, а по факту круглый год скупают скот, режут на мясо, продают. Овец выгоняют куда захотят, все покосы у людей стравили, а ведь стадо немалое… Но самое главное – житья от них спокойного не стало: чуть что не так - провоцируют на скандал, угрожают расправой, грозятся «зарэзать» как барана и в лесу закопать…

-Не стану скрывать, первые два года они нормально жили, - продолжал пенсионер, - потом потихоньку наглеть начали. В кюветы мусор вываливают. В ближайшей роще, которая испокон веков чистая была, тоже свалку устроили: завалили внутренностями убитых животных – вонища летом стоит невыносимая. Да и с регистрацией по месту жительства тоже не всё в порядке - прописан один человек, живёт до десятка… Куда только не стучался - в экологию, мировой суд, в сельскую администрацию сигналил… По распоряжению главы поселения им было конкретно указано, где пасти животных - возле кладбища. Так они заявили, что туда далеко гонять, и продолжают чужие покосы травить. В скважине насос из строя вышел. Предложил взамен сгоревшего другой вскладчину купить – отказались. Заявили, что «денег нет», пришлось на свои средства приобретать. Поставил, всё честь по чести и на справедливый отказ «не дам воды!» услышал, что «вы все продажные». Так пусть уезжают и творят, что им вздумается, а безобразничать в своей деревне, где я родился, вырос, детей поднял, не дам!

Поданное заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения на соседей, мировой суд вернул ввиду того, что документы не соответствуют требованиям, предусмотренным ст. 318 УПК РФ.

Но… «Мало ли чего можно рассказать! Не всему же надо верить», - эта фраза из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» приходит на ум каждый раз, когда обиженный человек выстраивает точку зрения наиболее удобным для себя методом: «я — хороший, он - плохой». Думаю, мы поступили правильно, что не стали играть в одни ворота, а решили выяснить у «противоборствующей» стороны - почему они не могут мирно сосуществовать друг с другом на соседних территориях? Немного забегая вперёд можно сказать, что ситуация с водой, якобы, незаконным захватом чужих покосов и несанкционированной свалкой по сравнению с остальными эпизодами соседских баталий, право, оказалась не такой глобальной…

«Каковы дружки, таковы и пирожки»

Но прежде чем встретиться с «нарушителями спокойствия» мы поговорили с главой сельского поселения и выяснили много любопытных деталей, которые помогли пролить свет на истинные причины затяжного конфликта.

-Честно сказать, война идёт не из-за чего, возникла на пустом месте, - говорит глава, - а истина лежит на поверхности: коренной житель хочет показать, кто в деревне хозяин. Дескать, я тут, своего рода, негласный староста. А ведь в своё время он, занимаясь с приятелем «большой рыбалкой», тоже был не без греха – потроха, мухи… Забылось? Смешно сказать, но в этой деревушке, где всего около десятка домов, образовалось три «лагеря». Ну, не могут люди найти общего языка, хотя ради справедливости стоит отметить, что семья приезжих - неплохая. На предмет загрязнения окружающей территории приезжала специальная комиссия. Проверяющие убедились воочию, что кругом – порядок, чище, чем у кого-либо другого в деревне. Правда, был эпизод, связанный с засорением пожарного водоема, так они его вычистили - добросовестно и без скандала. Свой и чужой мусор вывезли прочь... Насчёт покупки нового насоса на свои «кровные», якобы, никем не компенсированные деньги, наш старожил однозначно лукавит…

Взаимные претензии в зеркальном отражении

Члены семьи, на которых коренной житель деревни «катит бочку», охотно пошли на контакт, тем более, им было что рассказать. О далеко небезобидных действиях со стороны «коренных жителей» долго судачила вся деревня. Представьте себе ужас и страх молодой женщины, когда вваливаются двое молодчиков в изрядном подпитии и с порога заявляют, что пришли «на разборки». Из всего услышанного можно сделать вывод, что сам факт проживания «чужаков» в этой деревне для них воспринимается как оскорбление, заслуживающее возмездия.

-Наши традиции обязывают соблюдать определённые правила поведения и не выходить за рамки дозволенного. Если, к примеру, приходит гость - он всегда спрашивает, дома ли хозяин - мужчина. Если нет его – сразу уходит… А тут дело дошло до угроз...

Далее к нашему разговору подключились мужчины, которые подъехали и более детально пролили свет на общую картину разногласий. Сосед постоянно оскорбляет их по национальному и географическому признаку. Хотя остальные жители, с кем общаются уроженцы ближнего зарубежья, не делают акцент на том, "чьих ты кровей". Овец пасут с разрешения хозяев-пайщиков возле деревни или гоняют в окрестности, обозначенные главой поселения – к местному погосту. Однако и тут происходит смехотворная ситуация, ведь путь лежит через земельные паи, которые опять-таки принадлежат определённому хозяину. Опять сыр-бор: «Пусть по моей земле стадо не шатается!».

-Ну, не по воздуху же баранам летать! – восклицают собеседники. - Воду из скважины нам не позволяет брать, с озера таскаем, а она как кисель, поэтому у детей постоянно животы болят… А сами недавно снег трактором расчистили и весь к нашим воротам подгребли, проход загородили: машиной не подъехать, а весной река потечёт. Такое впечатление, что делается это нарочно, чтобы хоть как-то досадить…

«У дружных соседей и сохи вместе свились»

Мы попытались распутать весь этот клубок, в который закрутились отношения взрослых и далеко неглупых людей. Фраза «живите дружно, не ссорьтесь, найдите общий язык» прозвучала бы в высшей степени нелепо. Выражать фальшивую симпатию к соседу и при этом прятать фигу в кармане – не решение проблемы...

Я покидала эту деревеньку с чувством глубочайшего стыда... Все мы - люди из бывшей супердержавы, все жили в мире и согласии, строили общее будущее... Неужели в то время, когда «великий и могучий» раздробился на отдельные государства, в сознании людей произошла ненужная, но чувственная полярность: солидарное «мы» против ненавистного «они»?

«Зла ни на кого не держим, - напоследок говорят мои собеседники, - парни, которые «разборки» нам устраивали, - вовсе не бандиты, а вполне нормальные молодые люди, да и пожилой сосед тоже неплохой человек. Всю жизнь в этой деревне живёт, здоровье подорвано, всё понимаем…».

Однако в настоящее время отношения между семьями остаются более чем прохладными. Может быть, всё-таки стоит принять «противоядие», дабы восстановить хотя бы «худой мир», который гораздо лучше «доброй ссоры». А заодно, почему бы не вспомнить ещё одну старую поговорку: «Сесть рядком да поговорить ладком».

Ольга АНДРИЕНКО