Медиакарта
6:16 | 20 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Все расставим по местам!

На странице «Открой себя» газета периодически знакомит вас, уважаемые читатели, с методиками, направленными на излечение не только тела, но и души. Поэтому среди специалистов, с которыми корреспонденты для вас организуют встречи, нередкие гости — психологи разных школ и направлений. Сегодня мы знакомим вас с методом «системно-семейных расстановок», автором которого является немецкий психотерапевт, философ Берт Хеллингер.

В Тюмени этим методом пользуется в своей работе семейный психолог Светлана Пономарева. Она считает его очень эффективным: по ее мнению, одна расстановка, может заменить до 50 консультаций психолога. Она убеждена и в том, что лучше один раз испытать на себе расстановку, чем сто раз прочитать о ней. Однако попробуем все же ввести читателя в курс дела, чтобы он приблизительно знал, о чем речь. Суть метода

По теории Берта Хеллингера, мы все включены в некое духовное поле, которое оказывает значимое влияние на нашу жизнь. В первую очередь это касается семейной системы. Она живет и развивается по определенным законам, это так называемые «порядки любви». Их три: первый — порядок принадлежности. Скажем, если один член семьи вольно или невольно был исключен (забыт, опорочен, вычеркнут) из нее, то кому-то из последующих членов этой семейной системы придется его «замещать» (повторять судьбу или нести на себе груз его чувств). Второй порядок — иерархия, согласно которой у каждого члена семьи свое место в системе, где старшие имеют преимущество над младшими. Если порядок нарушается и младший член системы берет на себя что-то вместо старшего, к тому же начинает чувствовать себя выше него, то «системная совесть» восстанавливает этот порядок: нарушитель иерархии расплачивается жизненными неприятностями, болезнями, судьбой.

Третий порядок, действующий в семейной системе, – это баланс между тем, что каждый отдает и получает. При нарушении этого равновесия отношения расстраиваются. Разбалансировка системы в любом из порядков и ведет к семейным проблемам. Метод расстановки по Хеллингеру позволяет найти корень проблемы, а именно: то место в семейной системе человека, где произошел сбой в системных законах. Благодаря расстановке можно восстановить нарушенные порядки и всю семейную систему в целом. Каждая расстановка индивидуальна и направлена лишь на данную конкретную ситуацию. — Мы знаем, что все наши современные проблемы родом из детства, — говорит Светлана Пономарева, — поэтому с помощью расстановки можем уйти в тот ранний период своей жизни, даже дальше — в наш род. Иногда в работе приходится уходить до шестого-седьмого колена и решать свою проблему там. Справившись с ней в прошлом, человек видит, как все встает на свои места в сегодняшней жизни. «Заказывая» себя

Как, собственно, проходят расстановки по Берту Хеллингеру? Собирается группа людей, среди которых есть желающие решить свою проблему (заказчики расстановки) и те, кто просто пришел познакомиться с методом и поучаствовать в «чужих» расстановках (заместители). Заказчик озвучивает проблемную ситуацию, которую он хотел бы решить при помощи расстановки, и ожидаемый им результат.

Например: «У меня сложные отношения с родителями мужа, из-за этого постоянные конфликты, мы с мужем на грани развода. Мне хотелось бы сохранить свою семью». Психолог выбирает из группы заместителей на роли основных участников проблемной ситуации. Задача заместителей при этом – быть очень внимательными к движениям души, проявляющимся чувствам и ощущениям заказчика и двигаться в согласии со своим внутренним посылом. Размещение участников расстановки в пространстве и их движения позволяют ведущему судить о процессах, происходящих в семейной системе клиента. Внутренний образ проблемной ситуации становится очевидным для участников, а главное — для самого заказчика расстановки.

Метод позволяет решать проблему клиента конфиденциально, не разглашая деталей и подробностей. Задача ведущего — с минимальным вмешательством в процесс самой расстановки выявить динамику, которая и привела к нарушениям законов функционирования семейной системы, с тем чтобы найти способ восстановить нарушенные порядки.

Механизм действия метода достоверно не известен. — Когда начинается расстановка, — поясняет Светлана Александровна, — мы включаемся в память системы не просто семьи, а рода. В ней есть абсолютно все. Хеллингер называет ее «родовой совестью». Все движения в расстановке начинаются непроизвольно,воспроизводятся интонации, жесты, и заказчик порой удивляется: «Ну совсем как мама!» Хотя не рассказывал ни о манере ее поведения, ни о привычках.

У меня был один актер на расстановке, он считал, что это все игра, вроде театральной. Но когда сам побывал в роли заместителя, был невероятно удивлен: «С тобой что-то происходит, ты слушаешь себя и начинаешь действовать». То есть с помощью расстановки мы еще учимся возвращаться к себе, слышать себя, учимся понимать, что хочет наше тело, и следовать за ним. Это как раз и есть родовая совесть — потоки любви, которые нас ведут в расстановке. О болезнях

Что касается заболеваний, которые, как уже известно, связаны с эмоциональной и ментальной сферами, то, по словам Светланы Пономаревой, они нередко проявляются в тот период, когда ребенок начинает отходить от родительской семьи, и расстановка позволяет решить этот конфликт между ребенком и родителями. Со временем уходит и болезнь. — Все, что с нами происходит, чаще всего связано с тем, что мы не понимаем своих родителей, — убеждена Светлана Александровна. — Нам кажется, что они нас не любят. Но они любят так, как их в свое время научили. Если причина глубже или в другой плоскости, расстановка все равно приведет к началу болезни. Я как терапевт сама не знаю, куда может вывести расстановка. Просто в силу профессии больше вижу, больше понимаю, особенно если клиент уже обращался ко мне со своими проблемами. Бывает так, что заказчик сам не желает участвовать, говоря, что ему предпочтительнее посмотреть со стороны. Но даже в этом случае в его душе происходит определенная работа и, может быть, не сразу, а через некоторое время осознаются причины проблем. У нас была одна девочка, она совсем не общалась с отцом, даже не знала, где он находится. После расстановки он ее нашел. Или случается так, что люди десять лет не общались с родителями, а после расстановки мать или отец им звонят, начинается какое-то взаимодействие. Самое интересное, что я никого не направляю, не подталкиваю, все действия в расстановке возникают как бы сами по себе, но в итоге отыгрывается тот сценарий, который открывает заказчику глаза на ситуацию. Работа над собой

Светлана Пономарева признается, что через расстановки сначала прошла сама: как у всех, были свои проблемы, отследила, что тянутся они из детства и начала искать специалиста, который помог бы справиться с ними. Вышла на Владимира Шаинова (он позднее стал ее учителем) и после первой же расстановки узнала, что такое внутреннее ощущение полета. С той поры во всех случаях, когда сама не могла решить свои проблемы, прибегала к расстановкам. Обучившись методу, начала его практиковать. Проблемы с желающими прийти на тренинг к Светлане Пономаревой в тюменский центр «Лесенка» нет.

Знаю, что многие жизненные трудности обусловлены психологическими защитами: мы то бежим от решения проблем, то пытаемся справиться с ними неадекватными способами, а то и вовсе замыкаемся в себе. Интересуюсь мнением специалиста: кому легче живется — закрытым людям, которые стараются все вокруг проконтролировать, чтобы избежать лишней боли, или же открытым. — Могу сказать по себе, поскольку сама раньше закрывалась: быть открытым проще, — улыбается Светлана Александровна. — При этом больше общения, поступает нужная информация, причем, чем больше я открываюсь, тем жизнь становится более насыщенной и интересной.

Мы уязвимы тогда, когда накопили агрессию и боль. Раскрепощаясь, выражаем свои чувства, наряду с проявлением положительных высвобождаются и негативные.

Поскольку работаю с этим, то у меня есть определенные инструменты, которыми могу воспользоваться, чтобы не сбрасывать на окружающих свои отрицательные эмоции. Например, если чувствую, что меня провоцируют на агрессию, то могу отойти в сторону и проработать эту ситуацию.

Будучи специалистом, Светлана Пономарева тем не менее считает необходимым продолжать прорабатывать собственные проблемы, как индивидуально с психотерапевтом, так и, при надобности, — в группе. Это знак профессионализма, и смысл в том глубокий: клиенту надо помогать, а не грузить его своими, схожими, заблуждениями. Последние же обусловлены не только нашим мышлением и поведением, но и нередко заложены генетически.

Начинать работать над собой никогда не поздно. Возникло желание — придет и информация, будь то книга, статья в газете или встреча с человеком. Важно понять, что вам при этом вовсе не нужно изменять себя и уж тем более не придется изменять себе. Это всего лишь путь открытий и знакомства с собственным внутренним миром. А делать открытия всегда увлекательно!

Автор Людмила Филатова Автор фото Фото автора