Школа для родителей. Урок 1
Уважаемые читатели! Проходя школу жизни, все мы осваиваем разные роли, приобретаем определенные личностные, профессиональные качества. Большинство из нас открывает себя и в качестве родителей. Настоящим и будущим мамам и папам, а также бабушкам и дедушкам адресованы советы психолога под рубрикой «Воспитание». Школу для родителей открывает психолог высшей категории Людмила Панова.
Кто-то из древних мудрецов сказал, что все проблемы и неприятности у нас возникают от невежества. Если бы меня спросили лет двадцать назад, знаю ли что-нибудь о возрастных особенностях развития детей, а в то время моей дочке было всего два годика, я с недоумением посмотрела бы на того человека. Слава Богу, в скором времени мне довелось вплотную заняться изучением психологии, в том числе и возрастной. И это во многом помогло в воспитании дочери.
Сейчас, занимаясь психологическим консультированием, а также коррекционно-развивающей работой с детьми и подростками, я поняла, что у многих родителей есть большие пробелы в этой области. Поэтому хочется поделиться с читателями своими знаниями и опытом.
Известный российский психолог Юлия Гиппенрейтер пишет, что с момента рождения у ребенка, кроме физиологических потребностей, существуют две психические потребности: это потребность в общении и познавательная потребность. Без общения со взрослым человеком младенец просто погибнет. Обычно спрашивают: «А как же быть с Маугли? Ведь он вырос среди волков». Но это всего лишь сказка. Истинно человеческое проявляется в людях именно в процессе общения с людьми и благодаря ему.
В процессе общения возникают и развиваются человеческое сознание и речь, которые делают человека социальным. А качество общения свидетельствует о социальной адаптации либо дезадаптации ребенка. Познавательная потребность у детей возникает, если можно так сказать, автоматически. Потому что, рождаясь, ребенок попадает совершенно в другую среду и из чувства самосохранения начинает изучать посредством органов чувств окружающее его пространство.
Эти две психические потребности, как две стороны одной медали, будут сопровождать человека всю его жизнь. От того, насколько они развиты, будет зависеть успешность его жизни, то, каким образом ребенок или уже взрослый человек строит отношения с самим собой, с другими людьми, с окружающим миром.
Так же и с познавательной потребностью: человеком движет стремление к высоким знаниям либо его интересует всего лишь удовлетворение насущных потребностей или, того хуже, происходит деградация личности (что обычно бывает у алкоголиков и наркоманов). Необходимо также отметить, что большое значение в развитии познавательной потребности и потребности в общении имеет эмоциональный фон, который сопровождает жизнь ребенка. Важно, любовь, взаимопонимание окружают ребенка в семье или скандалы и драки.
Ребенок, как цветок, требует и хорошей почвы, и питания, и тепла. Поэтому, уважа-емые читатели, если у вас есть дети, в первую очередь обратите внимание на психологический климат, на атмосферу, которая царит в вашей семье.
Людмила ПАНОВА, психолог
рубрика: Открой себя