Китайская Народная Республика занимает второе место в мире по величине номинального ВВП, третье место — по территории и является самой густонаселенной страной мира. Численность населения превышает 1,3 млрд. человек и продолжает расти.
К 2020 году, по прогнозам экспертов, китайская экономика обгонит экономику США и станет самой сильной в мире. Но для КНР − это не самоцель, а лишь средство для улучшения благосостояния своего народа. Одними из основных проблем являются бедность и безработица, уровень которых до недавнего времени был ужасающим. Еще в 80-е годы 260 миллионов китайцев проживали в абсолютной бедности. Что это значит в современном мире? По стандартам Всемирного банка чертой бедности является отметка в 1,25$ в день. Даже если учитывать инфляцию и разницу в ценах на товары в различных странах, существовать на такие деньги практически невозможно, тем более в городах.
Поэтому нельзя переоценить достижения Китая на данном направлении. Уже к 2004 году только два процента жителей поднебесной (порядка 26 миллионов) проживало за чертой абсолютной бедности. Либерализация экономики в Китае позволила несомненно улучшить качество жизни населения, несмотря на увеличение разницы между доходами бедного и богатого населения, что закономерно для всех рыночных экономик. Достичь подобных результатов удалось за счет выделения 2 млрд. долларов ежегодно на развитие самых отсталых и бедных уездов, самозанятости, создания новых рабочих мест, борьбу с безграмотностью.
Особенностью столь крайней бедности в КНР являлась ее локализация в самых труднодоступных и отдаленных регионах Центрального и Западного Китая, где время как будто остановилось.
А ведь именно на эти районы приходится 84 процента территории и 64 процента населения страны! В самых глухих уездах среди труднодоступных пустынь, горных цепей и лесистых плато нет электричества, связи и даже дорог, нет перспектив для инвестиций, что является тупиком в развитии.
Поэтому усилия правительства были сосредоточены на развитии товарного производства и сети дорог на селе, чтобы можно было все районы, в которых проживают китайцы, подключить к экономическому развитию.
В 1981 году общая протяженность автомобильных дорог в Китае составляла 900 тыс. километров, большая часть – низкого качества, скоростных магистралей практически не было.
К 2008 году протяженность автомобильных дорог в Китае увеличилась на 1 млн. км и составила почти 2 млн. км, из которых на автодороги с твердым покрытием пришлось 1,6 млн. км. Общая протяженность асфальтированных и бетонных автодорог в сельских районах страны достигла
0,7 млн. км. На период 2006–2010 гг. в Китае запланировано строительство и реконструкция сельских автодорог общей протяженностью в 1,2 млн. км, в результате чего 95 процентов волостей и поселков и 80 процентов деревень будут охвачены сетью автодорог с твердым покрытием. К финансированию этого проекта под
названием «План развития новых сельских автодорог» привлечен Азиатский банк развития.
Китай превращается в мощную мостостроительную державу.
В стране насчитывается 300 тыс. автодорожных мостов, в т.ч. 700 больших мостов длиной более 1000 м. По многим показателям большой мост Сучжоу-Наньтун и мост через Ханчжоуский залив стали мировыми рекордсменами. Принята программа: к 2020 году проложить 300 тысяч километров сельских автомобильных дорог. Для сравнения: в России протяженность автодорог общего пользования в 2007 году составила 724,5 тыс. км, а к 2020 году она возрастет до 1169 тыс. км. При этом площадь территории РФ в 1,8 раза превышает площадь территории КНР.
Народные коммуны были распущены, а землю крестьянам разрешили передавать по наследству. В дальнейшем полностью был отменен сельскохозяйственный налог. Министерство сельского хозяйства создало в 592 бедных уездах 100 образцово-показательных животноводческих ферм и 1000 поселково-волостных предприятий. Была поставлена цель: чтобы каждая семья могла вести подсобное хозяйство и чтобы хоть один член семьи был вовлечен в производство или занимался ремеслом.
Позитивный результат данных преобразований очевиден: глубокая переработка сельскохозяйственной продукции на месте, производственная интеграция сельских предприятий с городскими и, конечно же, 150 миллионов новых рабочих мест! А ведь именно занятость населения является ключом к преодолению социальных трудностей.
В планы КНР входило обучить грамоте все население до начала нового века, но это оказалось трудновыполнимым, потому что большинство неграмотных людей — это сельские женщины пожилого возраста. Они либо не учились никогда, либо забыли те основы, которые им преподавали на курсах ликвидации безграмотности.
Основной проблемой являлось отсутствие школ, но, благодаря специальным программам, планы, намеченные компартией по повышению уровня образованности, реально осуществимы в ближайшие годы. Вся молодежь Китая будет грамотной, что позволит стране продолжить дальнейшее развитие.
По мнению ООН, весьма по-учителен для других стран китайский проект «Надежда», стимулирующий помощь горожан бедным селам. За счет добровольных пожертвований трудовых коллективов и частных лиц по данному проекту финансируется начальное образование сельских детей, строятся и укомплектовываются новые школы.
За 20 лет осуществления проекта «Надежда» на пожертвования около ста миллионов горожан в бедных уездах построено и отремонтировано 15 940 сельских школ, собрано 5,67 млрд. юаней (курс 6-7 юаней за доллар в разные периоды), оказана помощь 3,6 млн. учащихся. Успех этой благотворительной кампании объясняется ее четкой адресностью. На 50 долларов можно обеспечить шестиклассное образование одного ребенка. На 500 долларов можно целый год содержать сельского учителя. На 15 тыс. долларов можно отремонтировать или расширить школу в бедном уезде.
В то же время, достигнув таких впечатляющих результатов и опережая многие страны, Китай все еще далек от вершины своих возможностей.
В КНР острый дефицит квалифицированных кадров. Удельный вес высококвалифицированных рабочих не достигает 4 процентов, а удельный вес рабочих с начальной квалификацией составляет примерно 80 процентов. Подвижки в данной области происходят крайне медленно.
В деревне образуется «избыточная рабочая сила», что приводит к трудовой миграции, а регулирование трудовых отношений до принятия 1 января 2008 года нового закона о занятости было неэффективным и непрозрачным. Китайская Народная Республика остается аграрной страной, если учитывать удельный вес данной сферы в народохозяйственном комплексе страны.
Данные проблемы затрагивают почти все направления экономического и социального развития КНР: от перехода на производство высокотехнологичной продукции до формирования новой финансовой системы, но даже при таких сдерживающих факторах Китай показывает потрясающие темпы роста. Это позволяет с уверенностью утверждать: − как только эти проблемы будут решены, Китай займет лидирующие позиции по уровню развития экономики и благосостояния населения. По прогнозам аналитиков, это может произойти уже в
2020 году.
Мнение-исследование Андрея МИРОНОВА, студента третьего курса МЧП Московской государственной юридической академии им. Кутафина