33 года — и ни одного провала! Таков стиль работы ансамбля народного танца «Зори Тюмени», который знают не только, например, в Юргинском районе или Когалыме, но и в далекой Мексике. Эталон для неподражаемых руководителей – Галины и двух Валериев Арцер – Игорь Моисеев и его детище (календарь памятных дат подсказывает, что 21 января – 105-летие со дня рождения легендарного создателя Государственного ансамбля народного танца). Опыт – собственный. «Нужно стремиться к планке, заданной кумиром, и оставаться при этом неповторимыми», – в три голоса уверяет творческая семья. Почти 33 года… Когда говорят про человека в таком временном периоде, вспоминают возраст Христа. Магическая цифра. Если до сих пор выжили, выстояли, значит, сильны духом и окрылены мечтой.
После окончания Челябинского института культуры Валерий и Галина Арцер попали в Салехард. Через пять лет, в 1978 году, оказались в детской школе искусств города Тюмени. К работе на новом месте приступили в сентябре, а уже в декабре случилось первое серьезное выступление новорожденного ансамбля «Орленок». В 1984 году Арцеры перешли в ДК «Геолог». Вернее, переманили. Идея самого Фармана Салманова, которому очень хотелось обрести не только поликлинику, бассейн и футбольную команду для нефтяников, но и творческий коллектив.
В 1996 году «Зори Тюмени» – под крылом областного комитета по культуре. В 2001 году танцоры перебрались под крышу филармонии. Правда, репетиционную базу здесь они так и не получили – номера отрабатывают в ДК «Строитель».
Повторение материала, гастроли, правительственные концерты, общение, приход новичков – выпускников кафедры народного танца академии культуры, искусств и социальных технологий и колледжа искусств, проводы старожилов (за три десятилетия через коллектив прошло шесть поколений) – все идет по кругу, но не надоедает. По словам Валерия Александровича (это старший Арцер), «Зори» побывали в 35 странах мира.
Как-то летели в мексиканский город Гуанахуато на XXVII интернациональный фестиваль «Сервантино». Восемнадцать часов в небе, три часа на автобусе, еле успели вынуть из-под утюга костюмы — и на сцену… На следующий день тюменских артистов буквально «преследовали» радиоволны с дифирамбами в их честь! А участие в культурной программе XXVI летних Олимпийских игр в Атланте в 1996 году?! Ну не здорово ли!
Насыщенные будни до сих пор. Как говорит Валерий Валерьевич (Арцер-сын), если спорт-смены готовятся к конкретным соревнованиям, а они случаются отнюдь не каждый месяц, то график танцоров – напряженнейший: ежедневная борьба у станка… с собственной ленью, по два-три больших концерта в неделю. По труду и награда. Воспитанник коллектива Арцер-младший – заслуженный артист России.
– Почему же вам троим интересен именно народный танец? – пытаю я.
– Мы живем в России – по-другому и быть не может.
– Что же Игорь Моисеев, знаком ли был с вашим коллективом?
Как оказалось, знаком. Валерий Валерьевич даже удостоился от кумира большой похвалы: «А ты молодец!» А на II Международном фестивале художественного творчества народов СНГ в 1997 году он получил памятный диплом за подписью мэтра.
Арцеру-старшему повезло больше: в 1983 году он целый месяц стажировался в Государственном ансамбле народного танца. Через много лет обедал вместе с Моисеевым… Сегодня знаком с его внуком Владимиром – художественным руководителем Красноярского академического ансамбля танца Сибири имени Михаила Годенко. А следующие строки создатели ансамбля «Зори Тюмени», услышанные из уст САМОГО, помнят наизусть:
Каждый сам себе глухие двери,
Сам себе преступник и судья,
Сам себе и Моцарт и Сальери,
Сам себе и желудь, и свинья…
Да, они принадлежат великому Игорю Моисееву, который, как оказалось, писал интересные стихи и заставлял окружающих «думать» не только ногами, но и головой…
Автор статьи: Ирина НИКИТИНА
рубрика: Традиции