Медиакарта
23:30 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Интересные факты далёкой истории

Интересные факты далёкой истории
10:44 | 25 января 2011
Источник: Красная звезда

Незаметно летит время, отсчитывая годы, десятилетия, столетия. В 2011 году жителей районного центра ожидает очередной юбилей села, о котором на уровне районной администрации начали говорить сразу после окончания новогодних праздников.

В Викуловском народном краеведческом музее имени А. В. Давыдова сохранились материалы об истории села, начиная с появления в наших краях немногочисленных племён первобытных людей. Анатолий Васильевич скрупулёзно, по крупицам собирал, систематизировал все исторически ценные даты, воспоминания людей, фотографии, официальные документы о нашем селе, районе. Он был единственным и очень талантливым летописцем родного края. Впрочем, есть в музее и другие материалы, довольно противоречивые. Но именно собранные А. В. Давыдовым исторические факты лежат в основе опубликованных когда-либо и где-либо исторических статей и очерков о селе Викулово и Викуловском районе.

В год 320-летия районного центра редакция газеты «Красная звезда» вновь возвращается к бесценному наследию Анатолия Васильевича Давыдова – замечательного географа и краеведа, в надежде, что исторические факты, опубликованные вновь, будет интересно воссоздать в памяти читателям «Красной звезды».

Крепость-острог Орлово городище

История села Викулово уходит своими корнями в далёкое прошлое. Неопровержимым доказательством того, что оно возникло в 17-м веке, служит первая карта Сибири, составленная тобольским картографом и историком Семёном Ульяновичем Ремезовым в 1698 году, на которой уже тогда были отмечены слобода Викулова, Каргалы и Красная гора. Эта карта находится в Петровской галерее Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

По указанию императрицы Анны, а после её смерти Елизаветы Первой, дочери Петра Первого, в Сибирь в 1734-1744 годы была направлена специальная академическая экспедиция под руководством профессора немца Герхарда Фридриха Миллера. По его данным, в 1691 году по летоисчислению от рождения Христа, на правом высоком берегу реки Ишим у небольшого озерка появилась крепость-острог Орлово городище, где жили человек 50 приписных казаков, обеспечивающих охрану крепости-острога от набегов кочевников из степей Казахстана. Для охраны крепости были установлены 2 чугунные пушки калибром 3 фунта, имелось 400 пушечных ядер и 1 пуд пушечного пороха. Предполагается, что первыми жителями Орлова городища были русские люди из-под Тобольска и Тюмени, осваивающие новые земли в южном направлении вдоль сибирских рек, обустраивающие форпосты и крепости-остроги на высоких мысах, холмах, удобных для охраны городищ от внешних врагов – кочевников.

Согласно ревизии населения 1719-1722 годов, в крепости-остроге Орлово городище проживало уже 300 человек, появились первые жилые постройки новой слободы на левобережье Ишима – Викулова. Это были землянки, деревянные избы. Со временем слобода стала застраиваться в основном пятистенными связными деревянными домами в две-три комнаты, которые ставились беспорядочно, освещались сальными свечами и лучинами.

Семьи в то время были большие. Во главе каждой из них стоял хозяин, которому все домочадцы подчинялись, даже взрослые дети. Питались тогда люди очень скромно – ели картофель, хлеб, супы, каши, блины, пироги, пили домашний квас, варили хмельное пиво. В летнее время продукты хранили в погребах, колодцах, ледниках. Посудой служили глиняные кринки, тарелки, берестяные туеса, корчаги. Из одежды в гардеробе были домотканые штаны, рубахи, шерстяные шабуры с длинными поясами. В зимнее время обувались кто в валенки (пимы), кто в лапти поверх намотанных до колен онуч, за неимением более тёплой обуви. Из овчин и собачьих шкур шили шубы, тулупы, шапки. Летом носили обутки из кожи, чарки, а то и вовсе босиком ходили.

Из мебели в большинстве крестьянских домов были широкие лавки, скамейки, плетёные ивовые стулья да полати, на которых спали в основном взрослые и дети постарше. Горницы в домах украшались цветами, а в переднем углу обязательно стояли иконы святых, которым дважды в день – утром и вечером – во время молитв клали поклоны.

Люди пили воду из рек и озёр, но были уже и колодцы у тех, кто жил вдали от водоёмов. Скотоводство, охота, рыбалка, огород кормили жителей и крепости-острога, и слободы Викулова многие десятилетия. К 320-летию села Викулово

Знаменитый Сибирский тракт

В 1740 году через слободу Викулова был проложен знаменитый Сибирский тракт, соединивший губернский город Тобольск с окружным городом Тарой на Иртыше. Этот тракт сослужил хорошую службу для развития слободы: с большим размахом стало развиваться купечество, многие жители стали служить ямщиками, перевозя государственные и купеческие грузы, почту, пассажиров, стали содержать много лошадей. Богатые купцы, имеющие торговые лавки, и ямщики стали строить себе хорошие, крепкие дома, в основном на улице Большой (теперь улица им. К. Маркса). Слобода на левой стороне реки Ишим постепенно разрасталась вдоль Сибирского тракта. В это время появились улица Береговая (она и сейчас так называется), улица Мёртвых (им. М. Горького), улица Цыганская (Клубная).

По Сибирскому тракту из Тобольска через слободу Викулова в Восточную Сибирь этапировали пешком и на лошадях много ссыльных. Слобода Викулова и крепость-острог Орлово городище были для них местом передышки, постоянной станцией для почты и ямщиков.

Самыми, пожалуй, знаменательными эпизодами в истории нашего села того времени были две остановки в пути на ссылку и обратно русского революционера, мыслителя, писателя Александра Николаевича Радищева (15-16 августа 1791 года и 10 апреля 1797 года). В пути и во время коротких остановок на ночлег он старался всё запомнить и сделать необходимые записи в своём дневнике. Вот что он, в частности, записал, будучи проездом в нашем краю в августе 1791 года: «Переехав Вагай, места становятся пустые. От Кусеряка до Голопутова лежит валок, то есть пустое место, где начинают строиться мужики из-за Ишима, на полянах, где могут разместиться около 2000 душ. От Голопутова места … становятся выше по реке Ишиму очень хорошие. По реке Барсуку селений много. Викулова сидит на прекрасном месте, на Ишиме и заливе. Земля чёрная, живут в сей слободе купцы, мужики бойкие …».

Возвращаясь из мест ссылки со своей семьёй почти через шесть лет, А. Н. Радищев вновь делает пометки в своём дневнике: «По речке Барсуку селений довольно много, окольные места вблизи речки возвышенные, да, впрочем, одинаковые. До Коточиговской по сей речке 25 вёрст. С речки Барсука переезжают на реку Ишим, на которой летом перевоз под селом Викуловским. В сию деревню, в Викулову, мы приехали в вербное воскресенье. Тут всегда бывает остановка в лошадях …».

По Сибирскому тракту через слободу Викулова в 1826-1827 годах провозили на каторгу в Восточную Сибирь закованных в кандалы ссыльных декабристов, сопровождал которых петербургский фельдъегерь. Этот тракт действовал до 1920 года. До сих пор кое-где можно определить его местонахождение, хотя прошло достаточно много времени.

Церкви как воспитательные учреждения

Первая деревянная церковь была построена на Шаньгином бугре в 1770 году, располагалась она тогда у Дарьиного озера рядом с кладбищем, на котором хоронили всех умерших с момента появления крепости-острога Орлово городище. Это подтверждают найденные человеческие кости и черепа во время строительства дороги через Ишимскую старицу к детскому оздоровительно-образовательному центру «Русичи» и во время археологических раскопок, производимых уже в наши дни.

Вторая деревянная церковь была построена в 1776 году уже на левом берегу реки Ишим, там, где сегодня находится территория Свято-Троицкого храма. В 1820 году рядом с деревянной церковью построили церковь из кирпича и дали ей название Троицкой. Хоронили умерших людей уже на другом кладбище – где сейчас находится торговый центр села. Здание деревянной церкви несколькими годами позднее перенесли в берёзовую рощу, где было третье по счёту кладбище, а назвали церковь Покровской. Просуществовала она до 1938 года. А кирпичное здание Троицкой церкви, перенёсшее за многие десятилетия несколько реставраций и закрытие, до сих пор верой и правдой служит людям. Говорю так потому, что именно христианская православная церковь с 1770 года до открытия школ была единственным воспитательным учреждением в слободе Викулова.

И стала слобода селом

По имеющимся в музее имени А. В. Давыдова данным, слобода Викулова стала называться селом с 1868 года. В селе тогда жило около 600 человек, часто проводились шумные и многолюдные ярмарки, где торговали продовольственными и промышленными товарами собственного изготовления. В середине 19-го века в селе преобладали крестьянские дворы, но развивалось и мелкое кустарное производство – появились мастерские по выработке кож, масла, по изготовлению домашней утвари. Было много купеческих лавок. Село становилось многолюдным, поскольку к тому времени уже было волостным центром (с 1811 года). Оно прирастало новыми постройками – появились улица Зелёная (теперь Свободы), Старо-Почтовая (теперь улица им. Ленина). Сюда же, в основном на улицу Зелёную, переселились в период сильного наводнения в 1854-1856 годах жители «загорода» -- отрезанной водой части села на Шаньгином бугре. Люди вынуждены были переселиться.

Больниц в то время, как и школ, ещё не было. Люди умирали от различных болезней, которые священники в метрических книгах о смерти называли родимцем и горячкой. На самом деле тогда очень распространёнными были скарлатина, оспа, корь, желудочно-кишечные инфекции, которые уносили жизни десятков людей. Люди в основной своей массе были безграмотными, не знали даже названий населённых пунктов своей волости, только по большим церковным праздникам ездили на лошадях в гости к родственникам в соседние населённые пункты, а вот церковь посещали в обязательном порядке.

В поисках плодородных земель

Наше село ещё больше пополнилось новыми жителями, когда началось массовое переселение безземельных крестьян в Сибирь из европейской части России, начиная с 1882 года. Оседали здесь и ссыльные. Людей не пугало передвижение с места на место в поисках плодородных земель. По материалам музея, с 1800 по 1900 годы в нашем районе возникло 44 деревни, заселённые белорусами и жителями центральных областей России. В 1926 году зафиксировано самое большое количество жителей в районе – 36090 человек, а в Викулово – 1910.

Жизнь в сельской местности никогда не была лёгкой. Чтобы выжить, крестьянам приходилось много работать в очень трудных условиях – зимой в большие холода, а летом при множестве гнуса. Пережили викуловчане и смутные годы становления Советской власти, когда не знали, чью сторону занять, а Сибирское временное правительство и атаман Колчак ввели свои реакционные порядки, начались гонения, тюрьмы, расстрелы, ссылки. Пережили и борьбу с неграмотностью, и годы коллективизации, новой экономической политики, и сильнейшие паводки на реках весной 1941 года, когда уровень воды в реке Ишим поднимался более чем на 11 метров, затапливало сельскохозяйственные угодья. Но это уже предвоенная история, о которой нередко вспоминают старожилы села. По материалам Викуловского народного краеведческогомузея им. А. В. Давыдова

публикацию подготовила В. ХАКИМОВА

На снимках: раскопки показывают: здесь хоронили людей; лапти из лыка – самая ходовая обувь в 17-18 веках; хозяйственные предметы быта тех времён; железный наконечник и бронзовый нож, найденные на месте бывшего Орлова городища в наши дни.

Фото из музея Т. Суховой