Медиакарта
21:09 | 20 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Горизонты, открытые учителем

Встреча с Ольгой Олеговной Смолиной, победителем районного конкурса «Учитель года – 2010» состоялась у нее дома в семейном кругу за чашкой чая. Смолины – молодые учителя школы №1, не раз они покоряли жюри и зрителей на профессиональных и семейных конкурсах. Об этом красноречиво говорят призовые кубки и сувениры, расставленные на полке. Глава семьи Александр Михайлович носит титул победителя районного учительского конкурса прошлого года, одновременно он был назван лучшим молодым учителем области. Яркая и насыщенная жизнь у Смолиных: они воспитывают двоих детей, строят дом, ездят на семинары и конкурсы, им удается путешествовать. В преддверии праздника Ольга Олеговна согласилась рассказать нам о себе.

РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ

– От родителей мне досталось много талантов. Мама подарила умение рисовать, оформлять, сочинять. От папы – музыкальные и актерские способности: я пою и играю на гитаре. От того мне и легко принимать участие в конкурсах, прекрасно чувствую себя на сцене.

Моей бабушке Глухаревой Валентине Степановне не довелось получить образование. Она всегда хотела, чтобы я стала учительницей. Мудрому отношению к жизни учусь у неё. Золотое качество моей бабушки – бескорыстная помощь ближним, других она не осуждает. Первый ребенок у меня родился, когда училась в институте, но учебу не бросила – с Леночкой осталась бабушка. Домой приезжала только на выходные. Бабушка сама всё делала по дому, я только общалась с дочерью.

ДЕТИ - ВСЕ СВОИ

– Детей надо воспитывать честными и добрыми только на личном примере. Особых премудростей здесь нет – наши дети везде с нами, даже маленький Михаил знает, что такое школа. Вместе смотрим фильмы, читаем и обсуждаем книги. Ценим учительницу дочери. Большую ошибку делают родители, когда растаптывают авторитет учителя в глазах ребенка. Сегодня ребенок потеряет уважение к учителю, через некоторое время сам родитель будет для него мало что значить. К ученикам отношусь, как к своим детям. Только с ними гораздо больше времени провожу – для моих остаются только выходные дни.

ЖЕНСКОЕ СЧАСТЬЕ

– Готовимся с мужем обвенчаться. Для этого необходима большая духовная подготовка. Да, мы очень хотели бы прожить всю жизнь вместе и в горе, и в радости. Отношения в семье строим на доверии. Он спокойно отпускает меня в командировки и на семинары, мало того говорит: «Отдохни, сходи в кафе, развейся?» Домашнюю работу между собой не делим. Дом строим тоже вместе: он окна выпиливает, я бревна держу. Думаю, что Саша перенял модель семейного уклада в родительском доме. Когда мы еще не были женаты, я часто наблюдала такую картину, его мама приходит домой – посуда помыта, в комнатах убрано. Хотя она единственная женщина в семье. Я вначале удивлялась, а потом поняла – так и должно быть. Отдыхать мы предпочитаем по-разному. Я люблю отдых спокойный, а муж играет в теннис, прыгает с парашютом, ездит на охоту и рыбалку, ходит в походы с учениками. О РАБОТЕ

– На мое решение стать учителем русского языка и литературы повлияли два педагога. Татьяна Ивановна Ершова – эмоциональная, лиричная. Людмила Алексеевна Постаногова – скептик по натуре, всегда требовала фактов, нещадно выбрасывала из сочинений всю «воду».

В школе вела активный образ жизни, но поняла, как здорово учиться, только в институте. Предмет мировая художественная культура подразумевает владение серьезными знаниями. Здесь не только литература и искусство, но и наука: Дарвин, Ливенгук, Линей. В Интернете есть замечательный сайт Учитель года России. Там можно найти лучшие мастер-классы, уроки, методические семинары. Как учителю МХК мне надо знать музеи, художников. Дважды была в Санкт-Петербурге. Последний раз возила учеников. Многие поехали по настоянию родителей, а сейчас дети сами уже деньги копят, присматривают себе на лето работу, чтобы вновь туда поехать. Мне посчастливилось преподавать в институте, сейчас учусь в аспирантуре. Планирую защитить кандидатскую, исследую «Серебряный век». Повышать уровень образования помогают книги, в первую очередь, классика. Люблю перечитывать: каждый раз открываешь что-то новое. И детям стараюсь раскрывать произведения так, чтобы они, спустя время, захотели их прочитать снова. Была против Интернета, ругала ребят за скачивание рефератов, заставляла работать с книгой. Сейчас мои взгляды изменились, учитель должен знать, чем интересуются ученики. И через Интернет постараться вернуть ребят к книге.

О КОРОНЕ ПОБЕДИТЕЛЯ

– Готовясь к конкурсу «Учитель года – 2010», равнялась на опыт тех учителей, которые вошли в пятерку лучших на прошлогоднем всероссийском конкурсе. И, конечно же, мне помог опыт мужа, когда он участвовал в конкурсе «Учитель года – 2009». Я помогала ему на всех этапах, ездила вместе с ним на областной. Тогда идеи были его, моя – языковая обработка. В этот раз – мои идеи, его компьютерная обработка. Чтобы достойно выглядеть на конкурсе профессионального мастерства, у учителя должна быть своя концепция. Но теория – вещь сухая, и, чтобы она стала интересна другим, о ней нельзя говорить «по бумажке». Важно, чтобы опыт, о котором рассказывает учитель, был личным. По большому счету сейчас в 10-11 классах на уроках МХК мы готовимся к вузу. Преподаю по институтской системе. Мастер-класс, который я представляла в финале районного конкурса, был построен на запрещённой рекламе Года молодежи, которую выложили в Интернете. На этом ролике я построила объяснение материала об элитарной и массовой культуре. Что мы читаем и смотрим? Дети должны понимать, что они потребляют.

ОБ ИДЕАЛЬНОМ УРОКЕ

– У каждого учителя свое понимание идеального урока. Для меня – это урок, на котором есть место импровизации. Чтобы провести отличный урок, нужно отодвинуть все планы и конспекты. Если дети видят, что учитель не знает, о чем говорит, никто не будет его слушать. Надо интересоваться у детей: что они хотят сегодня узнать, о чем поговорить, и корректировать свои цели. Необходимо ориентироваться на их потребности или увлечь тем, что ты считаешь нужным изучить. Веду уроки МХК в четырех классах, и по одной теме они будут все разные. Ведь стоит только прозвучать какому-то вопросу, как он откроет на уроке уже совершенно другие горизонты.

Подготовила Наталья Гладковская

Фото Екатерины Кадочниковой