Медиакарта
16:39 | 28 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Зачем семье «наставник»?

Судьбы у людей разные. Кто-то, имея достойный заработок, ни в чём себе не отказывает, другие не в силах противостоять сложившимся обстоятельствам, оказываются на обочине жизни. Бедность, социальная незащищённость загоняют в тупик беспросветности не только взрослых, больше в таких случаях страдают дети.

На территории Тюменской области действует программа по профилактике жестокого обращения с детьми и оказанию им своевременной помощи «Воспитание заботой». Службы социальной помощи внедрили в свою работу институт «Семейный наставник». Суть проекта проста: за социально незащещённой семьёй закрепляется наставник и сопровождает её на пути к лучшей жизни.

В проекте «Семейный наставник» работают на данный момент два специалиста. Как только в центр поступает сигнал, – рассказывает директор КЦСОН С.В. Овчинникова, – мы реагируем на него в течение нескольких часов. Выходим на ведомства системы профилактики и принимаем решения о дальнейшей работе с семьёй и ребёнком. Как правило, первым к людям приходит психолог, его задача – выяснить проблемы, которые испытывает семья.

Специалист по социальной работке КЦСОН Анжела Сергеевна Кадочникова выполняет роль наставника для семьи, проживающей в посёлке.

В доверенной мне семье произошёл случай жестокого обращения с ребёнком, – рассказывает А.С. Кадочникова. – В Отдел по делам несовершеннолетних об этом сообщили работники школы, в которой учился мальчик. Правоохранительными органами этот факт был установлен, и несовершеннолетнего внесли в банк данных «группы особого внимания». Отец какое-то время не понимал, по какой причине милиция завела на него уголовное дело, ну, ударил, пнул, дал подзатыльник. Физическое наказание отец считал неотъемлемой частью семейного воспитания. Ребёнок, страдавший от тяжёлой отцовской руки, рассказал учителю о своих переживаниях. Когда мы пришли в семью, в первую очередь, обратили внимание на взаимоотношения в семье. Кроме старшего мальчика, у них есть ещё один ребёнок дошкольного возраста. В семье мы не увидели близких доверительных отношений и применили технологию «Сеть социальных контактов». Принцип такой: по ходу занятий в круг общения постепенно по-очереди вводятся все члены семьи, затем ближайшие родственники, потом люди, пользующиеся уважением у этой семьи, те, с кем они готовы общаться и сотрудничать. На последнем этапе, уже в широком кругу участников психологического тренинга обсуждали насущные проблемы семьи, пути их решений. По мере того, как происходила работа, семья открывала вопросы, о которых даже не задумывалась ранее. К примеру, жену и мужа больше всего на начальном этапе волновало исполнение наказания, назначенного судом. Главе семьи назначили исправительные работы, но он никак не мог понять «за что?». Затем началась работа по решению бытовых проблем. До этого родители не работали, жили на детские пособия, принимали помощь родственников. Когда мы пришли в семью, денег не было даже на хлеб. Выдали продуктовый набор, канцелярские товары и одежду к учебному году для школьника, вещи из социальной лавки для других членов семьи. Глава семейства никак не хотел принять тот факт, что ему нужно каждое утро вставать и идти на работу, бывало выводили из запоя, ежедневно будили и провожали на работу, возвращали на рабочее место, когда уходил пиво пить. Сейчас отец работает вахтовым методом. Матери помогли устроиться на работу на одно из производственных предприятий посёлка. С женщиной тоже были проблемы — любила выпить. Приходилось контролировать расходование заработной платы. Заставили погасить долги в коммунальные службы.

Бесплатная консультация юриста, работающего при КЦСОН, помогла семье решить жилищную проблему. Младший ребёнок посещает детский сад. Старшего мальчика обследовали медики, педагоги и перевели учиться в другую школу. Теперь с ним индивидуально работает педагог. Мальчик заметно подтянулся в учёбе. Сейчас несовершеннолетний посещает спортивную секцию, занимается в двух кружках при школе. По характеру, а, может быть, в силу семейного воспитания, пострадавший ребёнок тихий и замкнутый. Своему наставнику в доверительных беседах рассказывал, что в классе его обижали и насмехались, не было контакта с классным руководителем. Специалисты центра отмечают, что перемена места учёбы положительно сказалась на настроении ребёнка, у него впервые появились друзья. Теперь мальчик регулярно проводит время на дневном отделении для несовершеннолетних, а летом отдыхал в лагере при центре. Наладились отношения и с мамой, он перестал уходить из дома к родственникам. Сейчас семья имеет стабильный доход, у всех появилась новая тёплая одежда, в квартире сделали ремонт.

Серьёзные перемены в семье произошли буквально в течение полугода. Молодые родители адекватно восприняли вмешательство в жизнь семьи, осознали своё положение и пошли на сотрудничество. К сожалению, не со всеми подопечными так удачно всё складывается, некоторые семьи на учёте в КЦСОН стоят по три года. Даже если в семье жизнь нормализовалась, её оставляют в поле зрения.

Оправдать жестокость по отношению к детям нельзя ничем. Но причины такого поведения взрослых очевидны. Когда нет заработков, возникшие проблемы не решаются, злость и раздражительность накапливаются и вымещаются на детях. Проявить участие и помочь ближнему вполне по силам не только государственным структурам, но и тем, кто находится рядом: соседям, близким, неравнодушным людям.

Наталья Гладковская