В настоящее время во всех образовательных учреждениях, на предприятиях и в организациях Сорокинского района разработаны и реализуются программы ресурсо- и энергосбережения.
Основная задача таких программ – снижение использования топливно-энергетических ресурсов на содержание организации.
Так, в детском саду N 1, чтобы экономить электроэнергию, полностью заменили все обычные лампы накаливания современными энергосберегающими, установили счётчики учёта электроэнергии и воды.
В настоящее время ведутся подготовительные работы для установки счётчика по учёту тепла. В трёх группах и в зале заменили старые оконные блоки новыми, на очереди ещё три группы, окна в которых будут заменены новыми, когда появятся денежные средства. Появились пластиковые двери. В работу по ресурсосбережению активно включены и воспитанники детских садов.
В детском саду N 2 недавно появился водопровод. Любознательная детвора то и дело бегала, чтобы помыть руки, наблюдала, как вода бежит из крана, забывая иногда её выключать. Пятилетний Игорь Катков c помощью воспитательницы Ирины Игнатьевны Пинко провёл исследовательскую работу под названием «Вода и её свойства». Изучив проблему недостатка пресной воды на земле, Игорь рассказал об этом ребятам из своего детского сада и защитил свою работу в конкурсе «Первые шаги в науку и творчество». Мальчик сделал правильный вывод: нужно беречь воду, потому что её у нас очень мало.
В центре детского творчества после проведённого капитального ремонта здания стали заметны перемены к лучшему в экономии тепла. Стены утеплены специальными материалами, обшиты сайдингом. Теперь в помещениях, где занимаются дети, очень тепло. Тщательно утеплены и все запасные выходы. Хорошо экономят тепло пластиковые окна, которые ещё и очень большие и светлые. При разумном использовании их можно экономить и электроэнергию. Тепловой счётчик будет установлен в скором времени, и тогда можно будет следить, насколько экономно расходуется тепловая энергия в большом здании.
В центре детского творчества установлены водяные счётчики и счётчики учёта электрической энергии.
- Здесь уже можно определённо говорить, что экономия действительно есть, - говорит директор ЦДТ Мария Калиновна Поздеева. - На дверях каждого кабинета имеются таблички с призывом: «Не забудь выключить свет!». К этому правилу мы приучаем и своих воспитанников.
В детской школе искусств проблемы остаются, хотя работа ведётся должным образом. Несмотря на то, что в стадии завершения находится установка счётчика по учёту тепла, специалисты ДШИ очень переживают, что экономить тепло не получится. В помещениях, где занимаются дети, температура зимой не поднимается выше 12 градусов (в очень тёплые дни - до 150).
- Мы просто вынуждены ставить в классах электрические нагревающие приборы, чтобы сохранить детям здоровье, - рассказывает директор школы искусств Людмила Броварных. - Играть на инструментах в такой холод сложно. В таких условиях на электроэнергии не сэкономишь. Всему виной служит старое здание, требующее капитального ремонта (ремонта пока не ожидается). В настоящее время выделены средства на приобретение и установку счётчика потребления воды, надеемся, что хоть тут мы сможем экономить по-настоящему.
Такими простыми, казалось бы, способами можно, как считают специалисты, снизить потребление водных, тепловых ресурсов и энергии в быту на 40-50% (причём без снижения качества жизни и ущерба для людских привычек).
Однако в скором времени появится новая проблема, на которую сейчас, к сожалению, в нашем районе не обращено должное внимание: куда девать отработанные энергосберегающие лампочки, содержащие ртуть? Утилизировать их нужно особым образом. Иногда их просто выбрасывают в мусорные контейнеры, разбивают, а это категорически запрещено. В такой лампе ртути меньше, чем в ртутном термометре, но и этого вполне достаточно, чтобы нанести вред здоровью человека и окружающей среде (при массовом их использовании). О каком ресурсосбережении тогда вообще будет идти речь?
Оксана ЛАКМАН. Фото автора.