Медиакарта
16:11 | 23 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Забыть невозможно

Забыть невозможно
11:58 | 26 января 2011
Источник: Наша жизнь

27 января отмечается День снятия блокады Ленинграда. В этот день 67 лет назад успешно закончилась наступательная операция по разгрому фашистов на данном участке фронта.

К этой памятной дате приурочил свой приезд в Казанский район депутат Тюменской областной Думы, секретарь политсовета Тюменского областного отделения партии «Единая Россия» Андрей Викторович Артюхов. Вместе с главой района Т.А. Богдановой и журналистами районных СМИ гость из областного центра выехал в село Большие Ярки. Там живут две сестры – бывшие жители блокадного Ленинграда – Лидия Дмитриевна Колмогорова и Зинаида Дмитриевна Барабанщикова. Женщины были приглашены в сельскую администрацию, где приехавшие с ними и встретились.

Т.А. Богданова вручила виновницам торжества по букету живых цветов, а А.В. Артюхов вручил каждой подарок.

И Лидии Дмитриевне, и Зинаиде Дмитриевне уже за 70, но обе бодры, подвижны, крепки духом. Со слезами на глазах они вспоминали тяжёлые военные годы. Жить в блокадном городе было тяжело. Ели собак, кошек, кисель варили из клея, картофельные лепёшки жарили на олифе.

Эвакуировались они из Ленинграда в 1942 году. Их вывозили по Ладожскому озеру. И на их глазах был потоплен идущий впереди корабль с такими же эвакуированными. Малолетними детьми вместе с мамой приехали сёстры в Большие Ярки. Но и в деревне им пришлось тяжко. Жить было негде, есть нечего. Квартировали то у одних, то у других, ходили по селу, просили милостыню. Да только местным жителям делиться с приезжими было нечем.

Когда их семья купила землянку, то девочки прыгали от радости. Все вещи, которые захватили с собой из Ленинграда, выменяли на продукты, оставив себе по единственному платью. Если мама затевала стирку, сестрёнки сидели голышом на печи, ждали, пока их одежда высохнет. Весной и летом было полегче. На улице тепло, можно насобирать ягод, грибов, съедобных трав, полевого лука.

– Мы же на траве да на картошке выросли, – говорят женщины. – Если мы внукам рассказываем, как нам жилось в войну, они глаза округляют, а кое-чему даже не верят.

Отец их умер в госпитале от ран, и мама замуж больше не выходила. Когда сёстры выросли, то вышли замуж, да так и остались в Больших Ярках. Но несладко жилось и потом. Годы шли в труде, работе на личном подворье, заботе о детях. Трудились там, куда посылали: пасли телят, ухаживали за овцами, запасали корм для них, возили кочки с болота Круглое, чистили овчарню, кочегарили.

– Не дай бог больше никому такого изведать, – в один голос говорят Лидия Дмитриевна и Зинаида Дмитриевна.

Женщины были тронуты оказанным вниманием, сердечно благодарили за подарки, за приглашение, за то, что государство доплачивает им, блокадницам, по 1868 рублей, что сельская администрация решает их проблемы.

Напоследок они поделились своей мечтой: благоустроить свои домики. Средства для этого нужны немалые, но всё же так хочется, чтобы им помогли, чтобы хоть на восьмом десятке жить женщинам стало полегче.

Нина РОСТОВЩИКОВА
Фото Олеси РУФ