Медиакарта
21:44 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Основатель Боровлянской школы

Основатель Боровлянской школы
09:29 | 05 марта 2010
Источник: Наша жизнь

Светлана Александровна Аржиловская, учитель из Пешнёво, занимается краеведческими исследованиями многие годы. На её счету – составленные летописи Боровлянки, Копотилово, Пешнёво, истории хозяйств, школ, существовавших на данных территориях и многое другое.

Данный материал посвящён судьбе первого (в послереволюционное время) учителя Н.А. Анненкова, высокообразованного человека, отдававшего крестьянским детям не только знания, но и своё большое сердце.

С.А. Аржиловская по просьбе бывших жителей деревни Боровлянки, в том числе и членов своей семьи, предлагает одну из улиц в селе Казанском либо в деревне Боровлянке назвать именем Анненкова.

Материал написан автором на основе воспоминаний жителей деревни, сохранившихся документов, личного общения с детьми Н.А. Анненкова.

Многие годы автор поддерживает отношения с одним из сыновей учителя – Борисом, проживающим в Москве.

З. ПЬЯНКОВА,
старший научный сотрудник
Казанского краеведческого музея

2010 год объявлен Годом учителя. В связи с этим мне бы хотелось раскрыть некоторые страницы из истории учительства района, рассказать об уникальном человеке – священнослужителе, ставшем сельским учителем, основателе Боровлянской школы, её первом заведующем Николае Алексеевиче Анненкове, который оставил о себе добрую память.

Николай Алексеевич родился 2.08.1891 г. в Москве в интеллигентной культурной семье. Его отец Алексей Степанович Анненков получил формакологическое образование в университете в Германии и работал провизором в Солдатенковской больнице Москвы, умер достаточно молодым (в возрасте 43-х лет) в 1901 году. Мать Николая Алексеевича Любовь Васильевна занималась воспитанием своих семерых детей. В семье была прислуга. Все дети в семье Анненковых с детства изучали французский и немецкий языки, получили достойное образование.

Дедушка Николая Алексеевича по линии матери – Василий Яковлевич Лихарёв – был профессором Московского университета. Бабушка по линии матери – Екатерина Ивановна – была из обрусевшего польского рода Казакевичей. По совету тёти, которая была игуменьей Александровского женского монастыря, Коля Анненков поступает в духовное училище, заканчивает его в 1907 году, затем продолжает обучение в духовной семинарии, которую заканчивает в 1912 году.

По распределению духовной семинарии он приехал в Тобольск , и Тобольской Епархией был направлен в Никольскую церковь волостного села Казанского Ишимского уезда в качестве псаломщика. 1913-1914 годы он проводит в Сибири. Стать священником ему не позволял его семейный статус. Он не был женат. Московская невеста Николая Алексеевича отказалась от венчания, её испугала перспектива поехать в Сибирь. В семейном архиве Анненковых сохранилось письмо, которое Николай Алексеевич отправил в 1914 году своей сестре в город Ревель. В письме он радуется тому, что за зиму, занимаясь в крестьянских домах соседней деревни Боровлянки, он научил нескольких детей писать и читать, и сообщает сестре, что хочет уйти на военную службу в армию и уже подал прошение Тобольскому губернатору. Среди его учеников того времени были Василий Николаевич Кремцев и Ирина Михайловна Нагорнова (в будущем жена Николая Алексеевича).

Вскоре он действительно оказался на фронте, прошёл войну солдатом, закончил ускоренные курсы военных фельдшеров, чтобы оказывать помощь раненым солдатам. В конце 1917 года был ранен, лечился в госпитале в Ялте. В начале 1918 года выздоровевшего Николая Алексеевича с трудом вывезли из Крыма сестра Анненкова Александра Алексеевна и тётя Фелиция Васильевна Казакевич. Им помогло знание немецкого и французского языков.

По возвращению в Москву родственник Николая Алексеевича (муж его сестры Клеопатры Алексеевны) Сергей Фёдорович Семеновский, который был священником церкви на Пироговской улице в Москве, пригласил его стать псаломщиком.

Но вскоре начинаются гонения на церковь. В 1920 году священнослужителей стали выселять из Москвы. Для них определялись места выселения. Семеновский С.Ф тайно уезжает в Подмосковье, переходит на нелегальное положение. Николай Алексеевич сам выбирает место поселения: едет в Сибирь. И вновь он – псаломщик Казанской церкви. Но он видит неизбежный развал церковной системы, оставляет в начале 1921 года церковную службу и уезжает в Боровлянку. Почему в Боровлянку? Он бывал здесь в свой первый приезд в Сибирь, восхищался местной природой, называл Боровлянку уголком Швейцарии.

С 1921 года вся последующая жизнь Николая Алексеевича связана с Боровлянкой. Он стал сельским учителем, обучал детей в крестьянских избах.

Вскоре он начинает агитировать селян построить школу. Он одержим этой идеей. Он добивается разрешения от правительства на строительство школы, получает соответствующий документ. По специальному распоряжению правительства для строительства школы в Боровлянке были выделены лес из Боровского лесничества, стекло с Петровского завода под Заводоуковском, гвозди и другие материалы, а также продовольственная помощь – зерно. Получив такую поддержку, боровлянские крестьяне зимой заготовили брёвна и вывезли их. Николай Алексеевич много ездил, приобретая всё необходимое для строительства. Известен такой факт: однажды, чтобы приобрести что-то крайне необходимое для строительства, он снял и продал свои хромовые сапоги. В 1922 году Ишимский уезд посетила экспедиция (комиссия) наркомзема. В стране во всём чувствовались последствия Гражданской войны и разрухи, население голодало, в деревнях свирепствовал тиф.

Члены экспедиции были чрезвычайно удивлены, увидев на окраине небольшой деревни Боровлянки большое строительство. Местные крестьяне под руководством учителя строили просторную, светлую и очень красивую школу. Один из членов экспедиции запомнил фамилию Николая Алексеевича и спустя многие годы написал письмо в редакцию газеты «Тюменская правда», в котором рассказал об этом факте. Корреспондент этой газеты И. Яковлев приезжал в Боровлянку, и 11 августа 1970 года была опубликована его статья «Учитель из Боровлянки».

В 1923 году Николай Алексеевич при поддержке и активном участии всех жителей завершил строительство Боровлянской школы. Создание четырёхлетней общеобразовательной школы в небольшой деревне было событием волостного (районного) значения и вызвало положительный резонанс в руководстве народным образованием в Ишимском уезде. Корреспонденту газеты «Тюменская правда» И. Яковлеву в Ишимском филиале областного Госархива удалось найти отчёт уездного отдела народного образования. Вот что в нём написано: "….Учитель Анненков Н.А. из деревни Боровлянки Казанской волости поставил своей задачей оборудовать образцово-показательную школу. Несмотря на страшно трудные условия, Анненков сумел выстроить огромное школьное здание и при всех наших хозяйственных недочётах оборудовать его.

В настоящее время при школе есть шерстобитка, столярная и сапожная мастерские и (на паях с крестьянами) кожевенный завод. Для разрешения своих планов по строительству Анненкову не раз пришлось бывать в Москве… Анненков как редкостный учитель достиг особенного к себе отношения." Это было написано в 1923 году.

В школе было 8 просторных светлых комнат. В четырёх из них размещались учебные классы, в двух – столярная и сапожные мастерские, в двух – кухня и столовая для учеников и интернат для учеников из других сёл. В торце широкого коридора была «канцелярия» – учительская. Вблизи школы были школьные хозяйственные постройки. Школа находилась в конце Большой улицы, выходящей в сторону Косой дороги, поднимавшейся по увалу на гору в направлении Большой Ченчери. Школа постепенно наполнялась оборудованием, росло число учеников и классов. Одному стало трудно управляться. По просьбе Николая Алексеевича из уезда прислали ещё двух учителей – Степаниду Ефимовну Путилову и Настасью Прокопьевну Чужевскую. Втроём они сделали школу действительно образцовой. Дети не только учились, но и получали навыки крестьянского труда, овладевали ремеслом. Обучением детей трудовым навыкам занимались местные умельцы. Столярному и бондарному делу обучал Алексей Иванович Гордеюк, чеботарскому делу (обувному производству) учили крестьянин Баластров и один из ссыльных жителей, пимокатному делу (производству валенок) наставлял Гавриил Нагорнов, выжиганию дёгтя – крестьянин Чикунов.

Николай Алексеевич умело организовал трудовое обучение. В школе занимались дети и подростки разных возрастов. Ученики, которые хорошо учились и желали продолжить обучение после окончания четырёх классов, оставались на пятый учебный год, изучали некоторые предметы по курсу гимназии, например, алгебру и геометрию. После уроков дети работали на пришкольных земельных участках, в мастерских. Ученики повзрослее занимались выделкой кож на кожевенном заводе (который существовал в виде простейшего строения на берегу Ишима в районе современной заимки фермера Дацкевича). Особенно радовались крестьяне, когда Николаю Алексеевичу с помощью районных властей удалось приобрести столь ценную в те времена шерстобитку. Это позволило обуть в валенки всех учеников, да и жителей деревни.

Хозяйственные и денежные дела вёл Григорий Николаевич Набоков. Он организовывал посадку овощей, уборку и хранение урожая, а также занимался реализацией изделий, произведённых в школьных мастерских (валенок, ботинок, сапог, столов, стульев). На вырученные деньги закупались учебники, тетради, письменные принадлежности, а также некоторые продукты питания для школьной столовой. В школе было организовано трёхразовое питание. Питались в школьной столовой также ученики двух небольших местных детских сиротских колоний мальчиков и девочек. В школе был повар, хлеб для школы выпекала Матрёна Константиновна Баластрова.

С годами рос и укреплялся авторитет школы и учителей. Николай Алексеевич был самым уважаемым человеком в деревне. Жителей Боровлянки привлекали его образованность, простота, чрезмерное трудолюбие. К нему шли за помощью и советом по разным вопросам. В доме Анненковых всегда было много гостей: ребята из школы, местные жители. Николай Алексеевич дружил со многими людьми в округе, в частности, с учителем деревни Михайловки Балитским, начальником политотдела совхоза им.Челюскинцев Шафрановым. Учениками Николая Алексеевича были Георгий Михайлович Шевелёв, бывший председатель Боровлянского сельского совета, позднее уполномоченный наркомата заготовок в районе, Виктор Михайлович Нагорнов, ветеринарный фельдшер совхоза им. Менжинского, Николай Сергеевич Нагорнов, ставший народным учителем, Татьяна Павловна Шевелёва, ставшая опытным бухгалтером, Орлековские Екатерина Леонтьевна и Мария Леонтьевна, учителя, Нагорновы Анастасия Николаевна и Федора Николаевна, Худяковы Павел Вячеславович, Василий Вячеславович, Вера Вячеславовна, Клавдия Вячеславовна, Реутова (Гордеюк) Зинаида Васильевна (воспитанница детской сиротской колонии, которая стала учителем) и многие другие.

Все ученики Боровлянской школы стали уважаемыми трудолюбивыми людьми. В 1935 году Боровлянская школа с её немалым учебно-производственным хозяйством волевым решением властей была закрыта, её деревянное здание разобрано и перевезено в село Ильинку для создания 7-летней школы. Эта школа, в последующем уже средняя, существовала до 1978 года, затем, после начала занятий в новом здании, была разобрана.

Закрытие Боровлянской школы, которая была детищем Николая Алексеевича, стало страшным потрясением для него. Но он сумел построить в Боровлянке вторую школу, уже меньших размеров. В этом здании школы, которая носила статус начальной, боровлянские дети учились до момента закрытия школы. В 1976 году было принято решение исполкома Казанского районного совета народных депутатов о закрытии Боровлянской школы в связи с миграцией родителей учащихся в другие населённые пункты района. Последним учителем, который работал в школе, была Степанида Ананьевна Рябова. На момент закрытия в школе числилось три ученика.

Оборудование Боровлянской школы было передано Малоярковской начальной школе. В 1981 году здание Боровлянской школы безвозмездно передано Казанской вспомогательной школе.

В 1923 году в Боровлянке был построен так называемый «изолятор» – деревянное строение коридорного типа на несколько комнат (по современным понятиям – поселковый медицинский пункт) – для лечения местных больных. А больных было немало. В те годы свирепствовал тиф и другие болезни. Получив определённые медицинские познания в духовной семинарии и опыт оказания помощи больным и раненным участникам Первой мировой войны, Н.А. Анненков, рискуя своей жизнью, организовал лечение тифозных больных в построенном «изоляторе», провёл довольно сложное профилактическое мероприятие: обязательную для всех жителей стрижку наголо и прожаривание в местных банях их одежды, постельных и других личных вещей.

Сыпной тиф был побеждён. Этим Н.А. Анненков заслужил большое уважение населения. Его стали называть доктором.

В лечении больных, в том числе из окрестных деревень и сёл, Анненкову активно помогала его сестра Александра Алексеевна, работавшая провизором в аптеке Ферейна в Москве на Никольской улице. Она в те трудные годы высылала брату всевозможные лекарственные средства, медицинские инструменты и пособия («посылку за посылкой»). Так доктор Анненков (он же школьный учитель) оказывал медицинскую помощь больным. В любую погоду, в ночь и полночь выезжал он на телегах и санях по просьбе жителей окрестных деревень с несложными медицинскими инструментами и приборами: градусником, деревянной трубкой, примусом для обработки шприцев и необходимыми лекарственными средствами для оказания неотложной помощи больным.

В Боровлянке Николай Алексеевич впервые создаёт семью, женится на Ирине Михайловне Нагорновой. Он построил просторный крестовой дом. В семье Анненковых родилось три сына. Жизнь Николая Алексеевича оборвалась 27 мая 1937 года. Умер он от воспаления лёгких, которое в те годы не вылечивалось. Похоронен на Боровлянском кладбище. В 1962 году его сын Б.Н. Анненков привёз из Москвы и установил на могиле своего отца мраморный памятник.

Сыновья Николая Алексеевича выросли достойными своего отца. Старший сын Николай Николаевич Анненков (1925 – 1943 гг.) во время Великой Отечественной войны был призван в трудовую армию. Умер, работая на шахте в городе Киселёвске. Средний сын – Борис Николаевич Анненков, 1927 года рождения. В 1944 году, не достигнув 17 лет, он ушёл в армию рядовым 104-го Омского запасного стрелкового полка 10-й стрелковой дивизии. С конца 1944 года он курсант шестимесячных курсов младших лейтенантов в Тюменском военно-пехотном училище, в дальнейшем – армейский офицер. Во время военной службы, в том числе в немецких городах и в Центральной военной комендатуре Берлина (в Карлсхорсте), Б.Н. Анненков пользовался уважением подчинённых и доверием командования. В период образования и становления ГДР (1949–1953 гг.) был назначен начальником комендатуры в посёлке Хоноендорф, затем в посёлке Глинике, прилегающих к границе Большого Берлина.

Прибыв в 1953 году по плановой замене офицерского состава в Сибирский военный округ, Б.Н. Анненков отказался от престижных для карьерного роста предложений по службе в войсках округа, предпочтя более близкую для него преподавательскую и воспитательную работу. Получив назначение в Омское военно-медицинское училище им.Н.А. Щорса, он плодотворно работал командиром роты.

В 1957 году (после расформирования училища) Б.Н. Анненков был переведён в Омское высшее общевойсковое военное училище им. М.В. Фрунзе и в том же году поступил в военную академию им. М.В. Фрунзе. После её окончания в связи с сокращением Вооружённых сил в 1961 году уволился из армии и поступил в Московский институт народного хозяйства им. Плеханова. Окончив этот институт в 1965 году, он работал в научных учреждениях Министерства финансов СССР, военно-промышленной комиссии (ВПК) Совета Министров СССР, Государственного банка СССР и Центрального банка Российской Федерации в должностях старшего и ведущего экономиста, старшего научного сотрудника, заведующего научно-исследовательском сектором и отделом. Защитил диссертацию на учёную степень кандидата экономических наук. Занимался научно-практической проблемой организации планирования и финансирования территориально-производственных комплексов, в том числе Западно-Сибирского нефтегазового комплекса страны. По этой тематике он подготовил докторскую диссертацию. Научную деятельность он продолжал до 75-летнего возраста. Параллельно руководил информационно-издательским центром, занимался преподавательской работой, был научным руководителем ряда аспирантов Всесоюзного заочного финансового института по финансово-экономической тематике. Награждён медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За безупречную военную службу» и другими. Живёт в Москве.

Третий сын – Виктор Николаевич Анненков, 1931 года рождения. В 1950 году он окончил Казанскую среднюю школу с серебряной медалью. Это была первая медаль в истории Казанской школы. Виктор Николаевич окончил Московский инженерно-физический институт, работал на Урале, был крупным специалистом в области атомной техники (конструктором атомных оборонных средств). В настоящее время живёт в Алтайском крае. Николай Алексеевич Анненков жил в сложное противоречивое время. С одной стороны, он поддержал все прогрессивные преобразования в первые годы советской власти, в частности в области развития образования, с другой, как человек, получивший основательное духовное образование и посвятивший несколько лет своей жизни православной духовной службе, хранил бережно в укромном месте своего дома иконы. В то непростое время он сумел найти достойное применение своим знаниям, опыту, организаторскому таланту, посвятив свою жизнь служению людям. По сути он явился пионером народного светского образования в Казанском районе, а построенная им первая после революции в казанской волости светская начальная школа явилась примером и стимулом для повсеместного строительства государственных школ в казанской волости и в Казанском районе. Николай Алексеевич оставил яркий след на земле. Он действительно сеял «разумное, доброе, вечное». Он много ещё мог сделать для блага жителей деревни Боровлянки, Казанского района и своей семьи, если бы не преждевременная смерть. Этот учитель – энтузиаст, высоконравственный интеллигентный человек, патриот – заслуживает глубочайшего уважения. Прошло 73 года со дня его смерти, а память о нём жива, и имя его стало легендой.

P.S. Этот материал основан на воспоминаниях Бориса Николаевича Анненкова и взят из статей книги «Немеркнувшие традиции Российской фельдшерской школы» (1838–2009гг.), автором которой является Б.Н. Анненков, и статьи «Учитель из Боровлянки», которая была опубликована в газете «Тюменская правда» 11 августа 1970 года. Жаль, не осталось ни одной фотографии Н.А. Анненкова.

С. АРЖИЛОВСКАЯ
с.Пешнёво На снимке: Борис свято хранит память об отце