Медиакарта
11:17 | 20 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Тепло её сердца

Тепло её сердца
09:33 | 05 марта 2010
Источник: Наша жизнь

На восточной окраине посёлка Челюскинцев стоит домик-невеличка с голубыми резными ставеньками, весь солнышком обласканный. А живут в нём супруги Евдокия Фёдоровна и Дмитрий Семёнович Чижук. Оба они родились в соседней деревеньке Вакорино. После того, как закончили начальную школу, их сразу же на совхозные работы (взамен ушедших на фронт) направили. Евдокия Фёдоровна была пятой и самой младшей дочерью в своей семье. Сестры подрастали и одна за другой замуж выходили. Подошла очередь и черноглазой да чернобровой Евдокии. Её бездонные глаза смутили вернувшегося после пятилетней работы в Кемеровских шахтах бравого молодца Дмитрия. Молодые поженились и переехали жить на центральную усадьбу – в посёлок Челюскинцев. С ними и мама Дмитрия. Жить первые годы пришлось в крохотной комнатке, где уже ютилась одна семья. Но в тесноте да без ссор обходились. Там и Коля, их первенец, на свет появился. Евдокия – крепкая да ладная – устроилась санитаркой в участковую больницу, которой в то время заведовала Анна Павловна Ельцова. Фронтовичка, строгая и требовательная, она любила дисциплину и порядок.

– Мы её побаивались, но любили, – улыбаясь, говорит моя собеседница. Всех поступающих больных санитарка (а в смене она была одна) обязана была искупать, одеть в больничную одежду и проводить в палату. Воды в больнице требовалось немерено: для питья, стирки, приготовления еды, уборки помещений и прочее. Больничные пудовые ведра не стояли на месте, их днища не успевали высыхать. Брала санитарка на плечи коромысло – и бегом под гору за водой. Ладно, когда сухая погода, а когда осенние дожди или зимняя пурга, то водичка эта доставалась нелегко.

–Бывало, взберёшься уже до самого верха, – вспоминает Евдокия Фёдоровна, – да вдруг поскользнёшься. Упадёшь, и расплещется водица по всей тропиночке, укатятся ведёрочки, да и сама за ними следом. Полежишь, поохаешь, а подниматься-то надо.

Этой воды, казалось, целое море переносили тогда на своих плечах безропотные санитарки. Только с водицей управятся, а тут дрова колоть надо. Ох как много же требовалось их для двенадцати печей. А кухонная печь, словно вечный двигатель, никогда не гасла. В её жерло санитарки круглосуточно бросали огромные поленья. Именно на ней готовили пищу, грели и кипятили воду.

– А жили мы тогда дружно, – вступила в разговор слышавшая нашу беседу соседка Мария Петровна Мясникова, бывшая патронажная сестра. – Все праздники вместе проводили, подарки друг другу дарили. Как одна семья были.

И с горечью добавила: –Жаль, закрыли нашу больницу. А ведь было в больнице и родильное отделение, которое никогда не пустовало.

Как-то так получилось, что в Челюскинскую больницу стали отправлять бездомных и безродных стариков. Они лежали в отдельных палатах и тоже требовали внимания, особенно те, кто не мог самостоятельно передвигаться. Приходилось их обихаживать: мыть, кормить, переворачивать. Кроме этого, тут же порой лежали и малыши, от которых отказывались горе-родители. Санитарочке приходилось и им дарить частицу своего сердца.

– Хорошо, что свекровь жила с нами, – говорит Евдокия Федоровна. – Она и детей нам помогла вырастить, и за хозяйством приглядывала.

К той поре супруги и домик этот голубоглазый построили. Вот только совсем незаметно пролетели трудовые годы. Евдокия Федоровна с медалью «Ветеран труда» да с многочисленными грамотами и благодарностями ушла на отдых. Давно выросли дети и внуки, подрастают правнуки. Дочка Нина в Ишиме работает. Частенько к родителям с гостинцами наведывается. У сына Николая усадьба вообще с родителями общую ограду имеет. Он им и дров наколет, и водички привезёт. Спокойно живут пенсионеры, любовью своих детей обогретые.

Тамара РАГОЗИНА
с.Казанское
Фото из семейного альбома