Медиакарта
0:28 | 29 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Главное не знания, а умение ими пользоваться!

Образовательную систему «Школа 2100» называют педагогикой здравого смысла. Почему? Сами приверженцы новой системы дают такое объяснение. Долгое время взаимодействие учителя и ученика строилось по типичной схеме: первый сообщал готовые знания, второй их запоминал. С развитием общества, прогрессом в науке и технике пришло и осознание того, что заучить всю необходимую информацию просто невозможно. Гораздо важнее - умение осваивать и использовать информацию для решения возникающих перед человеком проблем. Именно этот принцип лёг в основу инновационного подхода к образованию. Как полагают создатели «Школы 2100», это поможет детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за свои действия.

О том, как эта образовательная система внедряется в школы нашего района, мы поговорили со специалистом отдела образования администрации Армизонского района О.А. Макатаевой.

-Ольга Анатольевна, скажите, в чём отличие «Школы 2100» от других образовательных систем?

-Прежде всего, в том, что это - саморазвивающая система, то есть направлена на личностное развитие детей. Она не допускает сравнения, например, детей между собой или классов. Ребёнка можно сравнивать только с самим собой – как он растёт и развивается. Для достижения этой цели в «Школе 2100» используется целый набор технологий, в частности, портфолио.

-В маленькой сельской школе, где в классе едва десять человек набирается, отслеживать каждого ребёнка, наверное, несложно. Но если в классе три десятка учеников, процесс усложняется.

-Согласна. Если говорить с критической точки зрения, это действительно непросто, но вполне возможно. Во-первых, для педагогов, работающих по этой системе, проводятся встречи, организуются курсы, семинары, откуда они могут вынести много полезного. С любым вопросом можно обратиться к нам, в отдел. Важно и тесное сотрудничество с родителями.

-А что касается преемственности программы в основной школе, она налажена?

-Раньше я работала в Капралихинской школе и могу сказать, что там процесс преемственности отработан до седьмого класса. Думаю, что и дальше ситуация в этом плане будет улучшаться. По крайней мере, создатели «Школы «2100» планируют скоро «закрыть» потребность в учебниках вплоть до девятого класса.

-И всё-таки, не сложно ли ребёнку, оканчивающему начальные классы по «Школе 2100», переключаться на другую образовательную систему?

-Мне кажется, это не должно быть проблемой. Понимаете, при развивающем обучении ребёнок готов на диалог в любой системе. Другое дело – каковы педагоги, которым предстоит заниматься с ним. Ведь бывают учителя классической школы, которые требуют, допустим, на конкретный вопрос чёткий, точный ответ. И это неплохо, такая система обучения тоже имеет место быть. Только ребёнку, которого четыре года вели по этой образовательной системе, сложнее выразить мысль дословно, как она сформулирована в правиле или теореме, ведь его учили, прежде всего, мыслить, и потому он может отвечать на вопрос исходя из своего собственного видения, может даже предложить какой-то абсолютно новый вариант решения. Педагог, работающий по этой системе, никогда не скажет, что ответ неверный, напротив, одобрит интересный подход.

-Помимо традиционных уроков дети заняты и во внеурочное время.

-Это требования нового учебного плана – федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Пилотной площадкой по апробации новых стандартов является 1 «А» класс (кл. руководитель И.И. Немкова) Армизонской школы. Согласно плану, на внеучебную деятельность во второй половине дня, действительно, отводится довольно много времени: 10 часов в неделю. Это ощутимая нагрузка, но если к делу подойти разумно, станет полезной и интересной для детей.

Конечно, недоработки в этом плане у нас пока есть. К примеру, в Капралихинской школе запоздали принять участие в муниципальном заказе. Теперь классный руководитель вынужден по всем направлениям заниматься с детьми самостоятельно. В идеале же нужно привлекать учреждения дополнительного образования, рассеивать круг детских интересов. Но упущение своё там осознали. И уже сейчас с родителями будущих первоклассников проводится соответствующая работа.

-Вы упомянули в начале беседы о портфолио. Честно говоря, не совсем понятно, какое отношение оно имеет к школе? Поясните, пожалуйста.

-Эту образовательную технологию дала именно «Школа 2100». Портфолио формируется с момента поступления ребёнка в школу. В нём собирается информация обо всех достижениях школьника. Это, так сказать, база данных, где указываются предпочтения и склонности ребёнка. В дальнейшем портфолио может сослужить добрую службу. Всё с большим интересом смотрят на портфолио учреждения профессионального образования. Кроме того, сам абитуриент чувствует себя увереннее – ему есть, что показать и даже чем похвалиться. А в некоторых вузах Тюменской области данные этой папки учитываются в процессе обучения.

Учёбу можно и нужно превратить из тяжёлой обязанности в увлекательный процесс – считают приверженцы образовательной системы «Школа 2100». И слова эти подтверждают делом, ведь все учебники этой системы были сделаны не по приказу Министерства образования, а пришли «снизу», от практиков. Такое, кстати, произошло впервые. Каждую страничку своих учебников их создатели опробовали на своих собственных детях, опытным путём поняв, что первостепенное значение имеют не количество часов и объём изучаемого материала, а соответствие образования возрасту и интересам маленького человека. Поверьте, учиться хочется каждому ребёнку, ему нужно только немного помочь в этом, не подавляя детскую психику и сохраняя хрупкое здоровье.

Елена АТАЛЫКОВА