Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" вступает в силу в России 27 января.
Закон направлен на закрепление системы мер по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, усиление защиты прав и законных интересов инвесторов. Документ вводит перечень инсайдеров, механизмы контроля за использованием инсайдерской информации, устанавливает требования к раскрытию инсайдерской информации, права и обязанности эмитентов и организаторов торговли, в том числе эмитенты обязываются вести списки инсайдеров. Закон уточняет требования к внутреннему контролю участников финансового рынка и нормам работы сотрудников регулирующих органов.
Закон определяет функции и полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков (ФСФР) в области проведения соответствующих проверок, привлечения к ответственности за нарушение требований закона; взаимодействия с правоохранительными органами при выявлении и расследовании фактов недобросовестной деятельности; доступа к информации по банковским счетам профессиональных участников рынка ценных бумаг и управляющих компаний.
Также устанавливаются меры по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком: ограничения на использование, последствия использования инсайдерской информации и манипулирования рынком; порядок и сроки раскрытия или предоставления такой информации, а также обязанность уведомления инсайдерами о совершенных ими операциях федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков.
В Уголовный кодекс РФ вводится ст. 185.6 "Неправомерное использование инсайдерской информации", предусматривающая ответственность в виде штрафа от 300 до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 до 3 лет либо лишение свободы на срок от 2 до 4 лет со штрафом в размере до 50 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев либо без такового с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) будет определять исчерпывающий перечень инсайдерской информации. Установлен список потенциальных инсайдеров. Ими признаются руководство Центрального банка РФ, члены Национального банковского совета, руководство всех государственных служб и ведомств. Предусматривается административная и уголовная ответственность за умышленное неправомерное использование инсайдерской информации.
Закреплено общее положение о том, что лицо, неправомерно использовавшее инсайдерскую информацию, распространившее ложные сведения, не несет ответственности, если оно не знало, что такая информация является инсайдерской, а распространенные сведения - ложными.
Предполагается, что если банк нарушил законодательство при работе на фондовом рынке, ФСФР имеет право отозвать у него лицензию на деятельность на рынке ценных бумаг, а после этого ЦБ РФ должен отозвать у банка лицензию на банковскую деятельность.
Согласно поправкам, сотрудники СМИ не могут быть привлечены к ответственности за распространение ложных сведений, если в публикации дословно приводятся цитаты конкретных лиц или материал воспроизведен из публикации другого СМИ, передает РБК.
Закон вступает в силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования (27.06.2010). При этом нормы об административной ответственности будут применяться по истечении одного года после опубликования закона, а нормы об уголовной ответственности - через три года после опубликования закона. Отзыв банковской лицензии у банка, нарушившего закон об инсайде, будет введен через три года.
Несмотря на принятие закона, у участников рынка до сих пор есть серьезные разногласия по многим положениям документа. ЦБ РФ не устраивает обязанность раскрывать имеющуюся у него инсайдерскую информацию в общем порядке, а также право ФСФР влиять на отзыв банковских лицензий и проверять ЦБ РФ на предмет соблюдения им закона об инсайде и манипулировании.