Медиакарта
12:02 | 22 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Малиновый звон

Хочу, чтоб милостию Божьей

Рассудок на Руси воскрес.

Он что-то, кажется, исчез.

А.С. Пушкин

Это было недавно. Шел золотой век императрицы Екатерины Великой (1762-1796 г). Гремела военная слава Суворова, Румянцева, Кутузова, Ушакова. В освобожденном от турок Крыму закладывался Симферополь. Русский губернатор Аляски ломал голову, как лучше поладить с местными индейцами. На территории нынешнего Армизонского района в эти годы тоже стучали топоры. Закладывались починки новых сел. Русский мужик пришел сюда не с оружием, которое помогло бы ему обложить данью местных аборигенов. Он приехал на лошади, с сохой и косой, имея в запасе на телегах зерно, фураж, соль. Приехал не по железным или автомобильным дорогам, он преодолел водные преграды, и, утерев с лица дорожный пот, остановился на тучных равнинах в междуречье Тобола и Ишима. Веками не знавшие ни сохи, ни мотыги богатые черноземом земли лесостепного пояса Сибири стали вводиться в хозяйственный оборот. Следом за хлебопашцами шли православные миссионеры. Создание первого христианского прихода в с. Армизонском датировано 1802 годом.

-Какая миссия лежала на плечах первых представителей приходского духовенства? - спросил я нынешнего настоятеля Армизонской церкви отца Алексея.

-Литургическая жизнь церкви всегда включала в себя и социальные отношения. Поэтому Тобольская духовная семинария конца 18 и начала 19 веков готовила довольно образованных священников по тем временам. Там преподавались география, физика, медицина, высшее красноречие, греческий и татарский языки. В Сибири, как известно, очень долго не было не только своего университета, не было введено и всеобщее начальное обучение. Частично проблему грамотности населения решали двухклассные церковно-приходские школы, преподавание в которых велось служителями церкви. Кроме того, были ведь еще и церковные земли. Когда приходило время, дьячок или псаломщик становились рядом с мужиками, вели за конем соху, или брали в руки косу-горбушу. Все остальное в нашем служении известно каждому русскому крещеному человеку. Служители храмов отпевали и крестили, исповедовали и благословляли.

-Первая мировая война положила начало длительного кризиса православной духовности нашего народа, а в годы советской власти былое величие церкви и вовсе померкло. Можно ли сегодня на примере работы Армизонского прихода говорить, что период безбожия в стране заканчивается?

-В 1884 году в с. Армизонское был построен деревянный храм. В приходе значились 15 деревень Армизонской волости с общим количеством жителей 5728 человек. Прихожан обслуживали 2 священника, дьякон и два псаломщика. Штат довольно солидный, он сам по себе говорит, что верующих сто лет назад у нас было на порядок больше. И хотя СМИ сейчас продолжают культивирать в своей рекламе главным образом материальные, а не духовные ценности, все-таки есть все основания говорить, что в целом по России к православной культуре поворачиваются лицом на всех уровнях - от правительственных чиновников до рядовых граждан. Церкви возвращаются отнятые у нее советской властью храмы и монастыри, круглосуточно работают несколько православных телеканалов. Военные ведомства приняли решение вернуть священников в армию.

-Престол Армизонской церкви еще с 19 века носит имя святого чудотворца Прокопия Устюжского. Чем известен православному миру этот человек?

-Это купец варяжского происхождения, который все свои богатства роздал нищим и принял сначала послушание в монашестве, а потом - юродство во Христе. Согласно житию Прокопия, он закончил свои дни в рубище, но успел своими молитвами спасти от гибели г. Великий Устюг. Согласно пожеланию блаженного старца, похоронен 21.07. 1303 года на берегу реки Сухона, что протекает возле В. Устюга. В нашей церкви имеется редкая икона имени этого святого человека, которую подарила бывшая жительница с. Армизонское - Галина. Сейчас эта христианка проживает в г. Свердловске.

-Сто лет назад с. Армизонское с ее 64 дворами и населением в 380 человек было центром волости, а не Чирково, где в эти же годы в 88 дворах проживало 544 человека. Судя по тому, что чирковцы содержали 8 мельниц, жизнь в этом селе била ключом. Армизонское, уступая по количеству проживающих в нем жителей Чирково, имело более богатую духовную жизнь. В волостном центре действовали православный храм и министерская школа. Были и другие очень важные составляющие инфраструктуры волостного центра - торговая и медицинская.

-Нынче половина жителей района (5000 из 10300) проживает в райцентре, но мне кажется, являясь административным центром, Армизонское по-настоящему еще не вернуло себе статус центра православной духовности. В соседнем от нас Бердюжье действуют две церкви, благовестят колокола. По численности же жителей Бердюжье сопоставим с Армизоном - 5400 человек.

-Идея построить Божий храм в с. Армизонское есть, но для ее воплощения в реальность потребуется наша воля, помощь прихожан и всех жителей Армизонского района. Сама же вера в Бога у жителей нашего района, смею надеяться, будет обязательно укрепляться с годами.

Беседу записал Ю. БАРАНОВ