Газета продолжает разговор о роли старосты в деревне, начатый в октябре прошлого года. Почему утрачивается этот институт власти сегодня, нужна ли в селе такая фигура как староста? – об этом наш разговор с главой Малозоркальцевского сельского поселения Степаном Ивановичем Янко:
-
Действительно, в недавнюю старину, вплоть до начала 20-го столетия, порядок в наших сёлах держали назначенные сверху, а значит, облечённые законной силой люди, – старосты. Им давали власть, соответственно, учиняли спрос за все происходящие в деревне дела. Сегодня институт старост необходимо возродить. Хоть старост не готовят ни профессиональные училища, ни вузы, но они оказались востребованными и местной властью, и населением. Потому как деревенский староста – самая близкая селянину власть.
-
Но ведь в вашем поселении институт старост действует?
-
Да, у нас эта низовая власть сохранилась и работает. Я не представляю, как бы сейчас жило Бронниково без Виктора Никифоровича Слинкина, а Панушкова - без Марии Семеновны Шестаковой. Они в деревне – всему голова и опора сельской администрации. Там, где нет сельских депутатов, власть старосты неоспорима.
В нашем поселении одиннадцать деревень. Не скажешь, что они разбросаны на десятки километров и контролировать состояние дел в них очень сложно. Но тем не менее при решении многих житейских проблем опираться приходится в первую очередь на таких помощников – деревенских старост. У нас сегодня работают шесть старост. Нельзя сказать, что старший по деревне по определению имеет такой статус, что ему подвластно решение любой задачи, стоящей перед односельчанами. Здесь, мне кажется, больше роль играют авторитет избранного на эту должность человека и уважение сельчан к нему.
-
Степан Иванович, у вас наработан определённый опыт взаимодействия власти и старост?
-
Да, конечно, у нас больше партнёрские отношения, чем подчинённость. Администрация заинтересована в старостах, чтобы осуществлять свои управленческие планы, а старостам власть помогает эффективнее решать деревенские проблемы. Так что проигрывающих нет.
И мне приходится периодически приглашать своих верных помощников к себе, некоторые старосты являются у нас и депутатами сельской Думы. Старосты деревень рассказывают о своих делах, вносят предложения, доводят до администрации сельского поселения запросы людей. При такой работе я как глава, конечно же, владею обстановкой до мельчайших подробностей.
Сегодня староста должен быть ещё и хорошим организатором людей на добрые дела. Если раньше, например, отремонтировать тот же мостик через речушку помогал колхоз, то сегодня практически все вопросы «сели» на скудный бюджет сельского поселения. Поэтому старосте очень часто приходится мобилизовывать народные силы. Ведь нынче директивным методом задачи благоустройства не решить. Обязывать некого. Остаётся опираться только на возможности граждан и их совестливость, желание жить в красоте и уюте.
Газета уже писала о старосте Слинкине. Действительно, он ставит перед собой конкретные задачи и выполняет. Решили пруд очистить нынче своими силами, чтобы придавал он деревне красоту и вода в нём была чистая, – организовались и своими силами всё сделали.
-
Но существует расхожее мнение: каким бы ни был деревенский староста, вряд ли без финансов ему удастся осуществить революционные перемены в отдельно взятой деревне…
-
Я на примере своих старост доказал, что зачастую вовсе не надо огромных денежных вливаний, чтобы избавиться от мусора и крапивы, валяющихся возле домов брёвен и навести элементарный порядок в деревне.
-
Встречаясь со старостами в районе слышу, что многие сетуют на то, что деревенские люди послушные и с ними легко работать. А вот когда приезжают дачники …
-
Эта тема актуальна не только для старост и наших депутатов. Без преувеличения скажу, что с окончанием зимы большая часть населения города едет в деревни. Наше поселение почти пригородное, поэтому многие горожане живут здесь. Но мы на них не рассчитываем. Бюджет поселения, также как и района, определяется исходя из численности населения. Горожане в наш бюджет не «вписываются». Правда, во многом благодаря дачникам существуют ещё некоторые деревни и слышны на улицах детские голоса. Многие горожане живут летом в родительских домах, кто-то покупает старое, кто-то строит новое жильё. Много есть примеров заинтересованности дачников в улучшении инфраструктуры деревни - они реально помогают её благоустраивать. Другие, выросшие «на асфальте» в многоквартирных домах, рядом с магазином, в котором есть всё, хотят иметь то же самое и в деревне. Причём, всё сразу, не проявляя желания участвовать, например, в субботнике по благоустройству дороги или очистке колодца.
Нередко «крутые» владельцы доставшегося им в наследство отчего дома или вновь выстроенного коттеджа пекутся лишь о своём благополучии - им безразличны интересы местных жителей. Поэтому такие обитатели-временщики деревни и на замечания старост не реагируют.
Но как бы там ни было, на опыте своего поселения скажу, что сельский староста – важная фигура в местном самоуправлении. Только опираясь на этих беспокойных, озабоченных судьбой деревни людей, можно решить многое. Старосты – это поистине старатели глубинки.
Галина Гребенщикова, фото Тимура Карымова