Боровская основная школа – наверное, самый наглядный пример образовательной интеграции в районе. С января 2006 года она является филиалом Стрехнинской средней школы и входит в Стрехнинский образовательный округ. Здесь обучается 84 ученика, 26 малышей посещают группу кратковременного пребывания.
Боровская ООШ активно взаимодействует с близлежащими школами округа, учреждениями социальной защиты и другими структурами. По словам заведующей А.А. Богдановой, уроки физики ведёт учитель из Стрехнинской СОШ, а историк И.Д. Сидельникова и химик Т.В. Карпова из Борового обучают стрехнинских школьников. Да и сама Анна Александровна, хоть и работает в Боровом, – жительница села Стрехнино.
– Два раза в неделю мы отправляем учащихся 5-6 и 7-8 классов на уроки труда в Стрехнинскую школу, – рассказывает Анна Александровна. – Для сельских ребятишек трудовое обучение очень важно. Не могу даже представить парня, который не умеет забивать гвозди, или девушку, не знающую, как сделать строчку на швейной машинке. Кроме того, у нас ведёт кружок «Мягкая игрушка» преподаватель из Центра дополнительного образования Светлана Алексеевна Зайкова. Мы даём только неполное среднее образование, старшеклассники (19 человек) продолжают обучение в Стрехнинской СОШ. У нас на подвозе 18 детей из Заворохино.
Коллектив Боровской ООШ небольшой – 11 человек, все учителя – стажисты, имеющие достаточный опыт. В прошлом году пришёл молодой специалист, её хорошо приняли, помогли освоиться.
– Мы хоть и маленькая школа, но стараемся участвовать во всех конкурсах и олимпиадах, всевозможных спортивных состязаниях, где постоянно занимаем призовые места, – продолжает рассказ Анна Александровна. – Особенно активно ведётся работа по пропаганде здорового образа жизни, в чём несомненная заслуга преподавателя физкультуры В.Г. Новикова. Про таких, как Виктор Григорьевич, говорят: учитель от Бога. Он сам не может и дня прожить без физических занятий, и ребятам прививает любовь к спорту. В школе все дети с удовольствием играют в волейбол, обожают кататься на лыжах. Учитель ежегодно делает две лыжни: возле школы – для малышей, на окраине села – для подростков и взрослых. В Боровом лыжные гонки – самый культивируемый вид спорта. Неслучайно ученик Виктора Григорьевича Павел Черемхин сейчас занимается в Тюмени в школе олимпийского резерва. У этого парня большое будущее.
Как в былые времена, сельская школа не только учит, а ещё занимается воспитанием детей. Боровская ООШ выстраивает свою воспитательную систему на основе межведомственного взаимодействия и интеграции. Будущее российского села напрямую зависит от тех целей и ценностей, которыми сегодня руководствуется молодёжь. Именно молодые наиболее восприимчивы к новым идеям и более адаптивны к постоянно меняющимся условиям жизни. Подрастающему поколению присущи энергия, энтузиазм, жажда деятельности, потребность в самореализации – те качества, которые востребованы современной рыночной экономикой. Но прежде чем ожидать от нынешних школьников стремления поднимать село, надо вложить много сил в их воспитание, образование, здоровье, культурное развитие.
В этом плане в школе делается много. Так, по инициативе завуча, учителя русского языка и литературы Риммы Николаевны Новиковой был организован музей. Здесь собраны уникальные экспонаты, рассказывающие о жизни села до революции, в период коллективизации, в военное время. Есть даже бивни мамонта, кости бизона. В музее проводятся уроки истории, на экскурсии приходят малыши и ребята постарше.
Школа носит имя Героя Советского Союза уроженца с. Боровое Н.В. Чихирева. В музее собрано достаточное количество материала про доблестного земляка. Хранятся здесь и награды, письма с фронта других фронтовиков. Учащиеся продолжают исследовательскую работу, встречаются с ветеранами и вдовами участников Великой Отечественной войны, ветеранами труда, записывают их воспоминания.
На протяжении многих лет образовательное учреждение тесно сотрудничает с местным Домом культуры. Ни одно мероприятие в селе не проходит без участия школьников. Дети и поют, и танцуют, и ставят сценки вместе с работниками культуры. Делает ставку на школьников и методист по спорту Н. Н. Кондратова. В спортзале проводятся все соревнования, здесь же работают секции по волейболу, баскетболу. В планах – открытие шахматного кружка. Ведь занятия спортом мобилизуют, отвлекают от пагубного влияния улицы. В профилактике наркомании, алкоголизма и табакокурения здоровый образ жизни, физическая нагрузка занимают главное место.
Когда говорят, что сельские школы бесперспективны, я готова спорить.
В маленьких школах особая, даже какая-то семейная обстановка. Здесь все на виду – и учителя, и ученики. В классах с небольшой комплектацией можно уделить внимание каждому ребёнку, больше поработать индивидуально. Ну а если не хватает какого-то специалиста, то его всегда можно пригласить из близлежащих школ. Благо, что теперь транспортное сообщение налажено со всеми населёнными пунктами.
Школа на селе– это и образовательный, и культурный, и спортивный очаг, это сердце любой деревни. И пока она есть, можно говорить о будущем территории.