Медиакарта
4:33 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Жестокое обращение с детьми: рекомендации для педагогов

14:29 | 31 января 2011
Источник: Сельская новь

Главная задача в решении вопросов профилактики жестокости и насилия - не только планомерная информационная работа с родителями, но и психопросветительская с педагогами. Именно учитель может заметить изменения в поведении, психоэмоциональном состоянии ребенка и предположить, что с ним, возможно, обращаются жестоко, проявляют различного рода насилие.

Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть данное предположение, мы предлагаем провести диагностику ребенка, подвергшегося насилию.

Эмоциональное состояние: низкая самооценка, пассивность; сниженный эмоциональный фон, апатия, страхи; беспокойство, повышенная тревожность; депрессивные состояния, печаль.

Поведение: несоответствующая возрасту ответственность; саморазрушительное поведение (причинение увечий самим себе, суицидальные мысли); возникновение различного рода отклонений в поведении: агрессия, дезадаптация, девиантное поведение.

Интеллект: снижение или полная потеря интереса к школе; задержка или резкое снижение уровня интеллектуального развития; снижение познавательной мотивации и, как следствие, устойчивая школьная неуспеваемость; нарушение речевого развития, заторможенность в ответах, при выполнении заданий; трудности запоминания, концентрации внимания.

Взаимоотношения с окружающими: неумение общаться с людьми, дружить; отсутствие друзей либо чрезмерное неразборчивое дружелюбие; стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, или избегание взрослых, подозрительность и недоверие к ним; требование ласки и внимания или замкнутость, стремление к уединению; агрессивность и импульсивность по отношению к взрослым, сверстникам.

Физическое состояние: маленький рост, недостаточный вес; гигиеническая запущенность, неопрятный вид; психосоматические заболевания, неврозы; постоянный голод и/или жажда.

Если вышеуказанные признаки в большинстве своем были обнаружены в поведении ребенка, мы предлагаем следующий алгоритм действий взрослого.

Последовательность действий педагога

Постарайтесь разговорить ребенка, установить контакт, доверительные отношения с ним, оказать эмоциональную поддержку. Здесь необходимо учесть, что взрослый должен продемонстрировать по отношению к ребенку интерес, дружелюбие, искренность, теплоту. В таком случае ребенок почувствует, что данный человек действительно слышит и понимает его мысли и чувства. Осмотрите ребенка – нет ли на его теле повреждений. Не отправляйте домой, если он боится туда возвращаться. По возможности устройте его на ночлег к родственникам или в другое безопасное место. Необходимо обратиться в милицию или прокуратуру, если действия родителей являются преступными. Чаще всего имеет место сочетание ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка с жестоким обращением. Обратитесь в медицинское учреждение, чтобы зафиксировать травмы; в орган опеки и попечительства по месту фактического проживания ребенка, если родители относятся к группе риска по алкоголизму, наркомании или психическим заболеваниям и невозможно их обучить родительским навыкам; на консультацию к психологу, социальному педагогу с целью проведения диагностического обследования ребенка и всей семьи, установления причин имеющихся у ребенка нарушений (домашнее насилие, алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение родителей, психические заболевания), организации и проведения блока коррекционных занятий с ребенком и родителями по обучению навыкам адекватного взаимодействия в условиях семейного воспитания, обучения родителей ненасильственным методам воспитания, приемам релаксации и способам снятия нервно-психического напряжения.

Все, кому необходима консультация или помощь в данном вопросе, могут обратиться по адресу: с. Абатское, ул. Краснофлотская, д.12. Телефон: 8 (34556) 51-6-89; ICQ 613 164 917; сайт: www/ teldoverie.ru. Работает детский телефон «Доверие» 8-800-2000-122. Если вы позвоните, вам ответят и окажут помощь квалифицированные специалисты: психолог, юрист, работники социальной сферы.

Е. Плотникова, психолог МАУ «КЦСОН «Милосердие»