Образование – одна из самых обширных сфер по числу занятых в ней людей, а потому в решении всех проблем именно ему принадлежит огромная роль.
Воспитанию личности, готовой жить, трудиться в инновационном, конкурентном мире, способной принимать взвешенные, продуманные решения, ориентироваться в богато насыщенном информационном пространстве призван утвержденный правительством Тюменской области план по модернизации образования.
Он получил высокую оценку губернатора.
«Мы только что приняли «План действий по модернизации образования в Тюменской области на 2011-2015 годы, направленный на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Вот, кстати, важный пример стратегического планирования в расширенном временном горизонте. Все элементы плана работают именно на формирование нового человека, человека эпохи модернизации», - сказал в своем Послании областной Думе В.В. Якушев. Так что учителей в ближайшей перспективе ожидает серьезная работа по реализации этого документа.
Со слов первого заместителя директора департамента образования Игоря Шишкина, это ведомство, реализуя один из пунктов программы, предполагает изменить систему финансирования школ, введя так называемый поправочный коэффициент за качество обучения. Это, по его мнению, должно послужить педагогическим коллективам школ стимулом для привлечения новых учеников, а тем самым – дополнительных денег.
Правда, у сельского школьника в отличие от городского выбора нет. На всю округу одна школа. Нравится она ученику и его родителям или нет – не имеет никакого значения.
В начале нынешнего учебного года именно в нашем регионе стали обсуждать тему перехода на новый порядок аттестации учителей, и это нашло отражение в упомянутом плане. Так что тюменское учительство через каждые пять лет будет сдавать экзамен на профпригодность, в том числе на знание информационных технологий и владение ими.
Из материалов педагогической печати помнится, что еще в августе на областной педагогической конференции директор департамента стратегического развития Министерства образования сказал о том, что тюменские учителя, являясь лидерами модернизации образования, не только активно поддерживают государственные проекты, но и предлагают свои. Вот и перспективным планом на 2011 – 2015 годы поставлены весьма амбициозные планы, которые предстоит решать в том числе и вагайским учителям.
Уже в наступающем году на новые федеральные государственные стандарты перейдут все первоклассники области. Это в свою очередь предполагает большой объём организационно-методической работы: проведение консультаций, переподготовку управленческих и педагогических кадров, формирование рекомендаций по переходу на ФГОС. Потребуется отработать механизм мониторинга качества знаний.
Причем в этом режиме придется работать годы, потому, что после начальных классов новые стандарты начнут внедряться уже на другой ступени общего образования.
«Планом действий по модернизации…» предусмотрена дальнейшая работа по переводу школ в другие организационно-правовые условия деятельности. Если в областном центре в новых финансово-экономических условиях работают все школы («Тюменская область сегодня» №208 от 12.11.2010 г.), то в нашем автономно-некоммерческими стали пока три общеобразовательных учреждения.
Все идет к тому, что свой статус изменят и другие школы, а это повлечет за собой работу не только по изменению нормативно-правовой базы. Изменится режим функционирования, возрастет, естественно, ответственность руководителей, в первую очередь директора школы.
Директор департамента образования и науки И. Лысакова называет школьные интернет-сайты одной из эффективных площадок для обмена опытом, платформой для общения учеников и педагогов не только на своей территории, но даже из разных городов, более того – из разных стран. Эта работа (создание сайтов) достаточно активно в настоящее время идет и в нашем районе.
Особое внимание план обращает на работу с одаренными детьми и сохранение и укрепление здоровья школьников, ведь им предстоит обеспечить завтрашний день района, области, страны.
Кажется, впервые в столь масштабном и долгосрочном документе предусмотрена работа в этом направлении с детьми с ограниченными возможностями здоровья, психолого-медико-педагогическое сопровождение образования этой категории школьников.
Школа становится все более открытой. Сейчас деятельность школы в пределах их компетенции могут регулировать сами родители. Через управляющие советы на принципах социального партнерства они имеют право обсуждать школьный компонент образования, участвовать в распределении финансовых потоков в части премирования лучших педагогов, в создании более благоприятных условий функционирования учреждения.
Ишмухамет ГАЙСИН