Январь открывает новый финансовый год. Насколько благоприятно он сложится для Тюменской области. Каких изменений стоит ожидать в связи с централизацией на федеральный уровень налога на добычу полезных ископаемых. Какие приоритеты определены в условиях сокращения расходов. С корреспондентами районной газеты беседует депутат Тюменской областной думы Владимир Фёдорович Крамской.
– Закон Тюменской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» принят депутатами областной Думы 23 октября 2009 года. Это главный финансовый документ области, по которому всем нам предстоит жить, ведь на сегодня бюджет – это основной инструмент органов государственной власти в проведении социально-экономической политики.
Доходы областного бюджета утверждены на 2010 год в объёме около 87 млрд. рублей, а расходы – в объёме 92 млрд. рублей.
Доходы областного бюджета на 2010 год ниже на 9 млрд. рублей или на 10 процентов, а расходы – на 25 млрд. рублей или на 28 процентов, так как бюджет на следующий год сформирован по консервативному сценарию развития экономики.
Снижение финансовых возможностей областного бюджета определило потребность пересмотра объёмов и структуры бюджетных расходов. 2010 год характеризуется оптимизацией расходов бюджетных учреждений и переходом к режиму жёсткой экономии бюджетных средств. Текущие расходы государственных бюджетных и автономных учреждений сокращены на 10 процентов. А что касается такого больного вопроса, как оплата труда работников бюджетной сферы, то следует отметить, что условия оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений сохранены на уровне текущего года.
Бюджетные инвестиции в сумме 1,4 млрд. рублей будут направлены на завершение строительства ряда образовательных учреждений (детских садов, школ, профтехучилищ), 6,8 млрд. рублей – на строительство медицинских учреждений (больниц, поликлиник, медицинских центров) и спортивных сооружений.
Планируются бюджетные инвестиции в сумме свыше трёх миллиардов рублей на строительство жилья для льготных категорий граждан и отселение граждан из ветхого и аварийного жилья, а также на предоставление гражданам субсидий и займов на строительство или приобретение жилья.
– Будет ли продолжена антикризисная программа?
– Антикризисная программа продолжит свою реализацию. Будет продолжена государственная поддержка промышленного и сельскохозяйственного производства, при этом определены оптимальные формы поддержки реального сектора экономики.
– В условиях вынужденного сокращения расходов областного бюджета определены приоритеты. Один из них – это безусловное выполнение социальных обязательств, на что именно делался акцент?
– Безусловное выполнение социальных обязательств – это один из приоритетов бюджетных расходов, определённых в Бюджетном послании Президента Российской Федерации «О бюджетной политике в 2010 – 2012 годах».
– Какие меры поддержки инвалидов и участников войны предусматривает бюджет-2010, ведь это год 65-летия Победы?
– В целях усиления мер социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны, в преддверии празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, дополнительно к мерам социальной поддержки указанной категории граждан, финансируемым из федерального бюджета, установлена мера социальной поддержки в виде возмещения расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов за счёт средств областного бюджета. Таким образом, в Тюменской области ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и совместно проживающие с ними члены семей полностью освобождаются от оплаты жилищно-коммунальных услуг.
Предусмотрены также средства на реализацию областного закона «О ветеранах труда в Тюменской области», которым установлены меры социальной поддержки для такой категории граждан, как ветеран труда Тюменской области. На социальную поддержку отдельных категорий граждан в 2010 году будет направлено около 5 млрд. рублей.
– Что касается антикризисных мероприятий, напряжённости на рынке труда?
– Особое внимание в будущем году будет уделяться программам по содействию занятости населения и снижению напряжённости на рынке труда. Реализация этих мероприятий позволит сохранить свои рабочие места жителям региона, находящимся под риском увольнения. На реализацию мероприятий по содействию занятости населения и снижению напряжённости на рынке труда предусмотрено 600 млн. рублей.
Можно с уверенностью сказать, что бюджет является главным источником инвестиций в человека. И сегодня, и в долгосрочной перспективе, – это абсолютный приоритет.
– Владимир Фёдорович, проясните ситуацию с налогом на добычу полезных ископаемых, как это отразится на бюджете?
– С 1 января 2010 года произойдут значительные изменения межбюджетных отношений с федеральным бюджетом. Если в 2009 году 5 процентов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефти и газового конденсата) зачислялась в областной бюджет, и доля этих поступлений составляла в объёме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета 35 процентов, то в следующем году этот налог будет полностью зачисляться в федеральный бюджет.
– В 2010 – 2012 годах предусматривается реализация тридцати трёх областных целевых программ, на реализацию которых предполагается направить в 2010 году более 71 миллиарда рублей, или 77 процентов от общего объёма расходов. Какие программы?
– В 2010 году предусмотрена реализация двадцати восьми долгосрочных программ, трёх ведомственных программ, программы «Сотрудничество» и программы по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Тюменскую область.
Долгосрочные целевые программы направлены на достижение конкретных целей, решение актуальных социальных и экономических проблем, развитие отраслей социально-культурной ориентации и материального производства. Областные целевые программы являются инструментом программно-целевого метода бюджетного планирования. Хотелось бы напомнить, что последние годы характеризуются реформированием бюджетного процесса. Целью реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимального эффективного управления государственными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
Важнейшим элементом бюджетной реформы является более активное использование в бюджетном процессе элементов проектного управления. В этом направлении в стране реализуются приоритетные национальные проекты. Данные проекты являются не только инструментом для реального повышения качества жизни наших граждан, но и своего рода полигоном по применению современных программно-целевых методов бюджетного финансирования, технологий эффективного использования государственных средств на стратегически значимых направлениях.
Но если на федеральном уровне разработка и реализация национальных проектов является первой пробой сил в применении нового механизма бюджетного планирования, то в Тюменской области уже с 2006 года при формировании областного бюджета – программно-целевой метод планирования. Считаю, что разработка областных программ на среднесрочный период позволила подготовиться в Тюменской области к реализации такого важнейшего элемента бюджетной реформы, как переход к среднесрочному трёхлетнему бюджетному планированию.
– С какими проблемами столкнулись, бывая в районах избирательного округа? С чем к Вам обращались избиратели? Что было сделано за последние полгода, какая помощь оказана?
– Всем, кто обращается ко мне, я стараюсь помочь. При наличии признаков трудной жизненной ситуации материальная помощь выделяется через наказы депутату областной думы. Если решение проблем избирателей не относится к моей компетенции, то направляю запросы в правительство Тюменской области, в федеральные и исполнительные органы власти. Общими усилиями удаётся многое сделать. Все вопросы граждан на личном приёме были внимательно мною рассмотрены, по каждому принято решение.
Подготовила Т. Усольцева