справка
Николай Нестерович КАЙДАЛОВ – командир, пилот первого класса, заслуженный работник транспорта, имеет медаль «За трудовое отличие» и 15000 километров безаварийного налета. Жена Лидия Яковлевна Наливайко разделила любовь мужа к небу – работала начальником смены пассажирских перевозок в аэропорту Рощино.
7 февраля исполнится 105 лет со дня рождения авиаконструктора Олега Антонова
Олег Антонов создал 52 типа планеров и 22 типа самолетов, в том числе самые большие и грузоподъемные в мире, основал оригинальную школу конструирования. Невозможно переоценить его вклад в авиацию, в том числе тюменскую.
Мне повезло родиться в авиационной семье. В связи с датой поговорила со своим дедом Николаем Кайдаловым о самолетах Антонова и увлекательной работе летчика. Дедушка начинал летать на планерах в Тюменском аэроклубе. Школьное увлечение дало основу для отработки техники самых сложных этапов полета – взлета и посадки. После окончания школы Николай сдал экзамены и поступил во Фрунзенское военное летное училище.
В армии он летал на самолетах-истребителях, служил в Бакинском округе ПВО. «Потом было знаменитое хрущевское сокращение «Миллион двести тысяч», – рассказывает Николай Нестерович, – встал на учет в Уральском управлении гражданской авиации вместе со всеми демобилизованными. В 1961 году предложили летать в гражданской авиации. Работа началась 12 апреля – в день, когда Гагарин полетел в космос».
Самолеты Антонова, совершающие рейсы из Тюмени, были задействованы для помощи в освоении Севера. На Ан-2 во-зили продукты и оборудование, которое не требовало большой грузоподъемности, на Ан-24 выполняли транспортные и связные работы, пассажирские рейсы в Салехард, Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Уват.
– При полете на Мыс-Каменный я впервые увидел северное сияние, – делится впечатлениями дед, – очень близко, прямо перед собой. Удивительное зрелище: сверкает и переливается всеми цветами радуги… Были в этот момент неприятные мысли: залетишь туда и какие последствия будут? Хотя это только казалось, что сияние близко – оптический обман.
Рейсы на самолетах Антонова выполнялись из Тюмени в Москву и на юг – Анапу, Геленджик, Краснодар, Харьков и Львов. Самолеты марки «Ан» всегда славились надежностью и маневренностью.
Ан-2, считает Николай Нестерович, надежен на 90 процентов и только потому, что 100 никогда нельзя давать, ведь существуют внешние факторы, например, обледенение. Ан-24, по его словам, тоже надежная машина, достаточно оборудованная, чтобы можно было выполнять полеты и при плохих погодных условиях.
– Однажды летели в Нижневартовск на Ан-24, и отказал один из двигателей, – вспоминает летчик. – Я принял решение увеличить угол поворота и газ. Это очень сильный разворачивающий момент, когда один винт самолета с силой тянет вперед, а второй, неисправный, с такой же силой – назад. Могли сесть мимо полосы, но винт вышел за положительные углы, что позволило благополучно приземлиться. Самолет достаточно маневренный, но при условии хорошей реакции.
О гражданской авиации у Николая Кайдалова самые светлые воспоминания, ведь было много разнообразной и увлекательной работы. В отличие от программы военных летчиков, которые должны были налетать 40 часов в год, то есть около 40–60 минут в день. «На «гражданке» больше летаешь и встречаешь интересного, – вспоминает он, – зато в военной – фигуры высшего пилотажа. В общем, каждая профессия имеет свою прелесть».
Кстати, на самолетах авиаконструктора Олега Антонова, благодаря их надежности, рейсы совершаются и по сей день.
Автор статьи: Ольга КУЗНЕЦОВА
рубрика: История