Сгорбленная фигурка ещё не старушки, но уже и не молодой женщины согнулась ещё ниже у ворот храма. Маленькая ручка трижды крестит, и фигурка движется дальше. Там, внутри, под сводами храма фигурка распрямляется, лишь покрытое платком чело смиренно опускается. Здесь, внутри, в особом мире добра, ей ничто не страшно.
Тихо помолившись, она ставит свечу во здравие своих родных и просит Господа, чтобы дал ей сил перенести очередное испытание, посланное ей нелёгкой жизнью. Немолодая женщина, задумавшись, стоит у иконы, а вспоминает она, как была молода, как всегда жила с Богом в душе, ведь бабушка-соседка с детства рассказала ей, кто есть Бог и как он хранит, хотя родители и молчали, но не было храма, некуда было прийти. Но немолодая женщина знала всегда, что кинотеатр местный – это и есть храм, разрушенный и осквернённый давным-давно. Подружки вбегали в кино, веселясь, а она почтенно входила, всматриваясь в стены, окна, совсем не похожие на стены и окна типовых советских зданий – серых параллелепипедов.
Детство давно прошло вместе с окончанием школы и отъездом из родного Викулово в город, а зрелость пришла в 90-е, а в село родное лишь ещё через 15 лет вернуться пришлось. Шла с автовокзала по Чапаева – купола впереди. Растерялась даже сначала женщина, а потом поняла – храм восстановили. Слава Богу! Есть теперь куда прийти…
Наш Свято-Троицкий храм – культурно-исторический памятник, ведь лет ему немало. Больше полувека его, можно сказать, не существовало, как и ни одного храма в стране советской власти, но теперь он живёт, он есть и полон прихожан. Это очень старый храм…
Православие пришло
Освоение Сибири несло на наши земли православную веру. В 1691 году появились первые строения переселенцев из европейской части страны на месте нашего села. Но люди, православные христиане, должны иметь храм, место, где они обращались бы к Богу. Когда появился храм? По музейным архивам, первая деревянная церковь была построена в 1770 году на Шаньгином бугре. Вторая – в 1776 году уже на левом берегу Ишима, там, где сейчас находится Свято-Троицкий храм. Но неужели 70 лет люди жили без церкви? Возможно, но есть версия, что в 2000 году Троицкая церковь отметила 300-летие, что в этом году ей уже 311 лет, немногим меньше, чем самому селу. И богослужения на нашей земле начались в 1700 году.
-- История храма, в каменном исполнении, относится к 19 веку, и в документах числится 1820 год, -- рассказывает иерей Владимир, настоятель Свято-Троицкого храма. -- по оставшимся данным, мы знаем, что к викуловскому приходу относились и другие храмы. И кладбищенская церковь, которая находилась непосредственно на самом кладбище, церкви в селе Малаховском и Чуртанском сёлах. Они были приписаны к викуловскому храму.
На официальном сайте Тобольско-Тюменской епархии мы находим и такие сведения: церковь построена прихожанами во Имя живоначальной Троицы, в приходе три приписных церкви. В приходе 717 дворов, прихожан: мужского пола – 2438, женского – 2579. Церковной земли имеется: усадебной – 3 десятины, пахотной – 27, сенокосной – 29 десятин. Для притча имеются церковные дома.
-- Здесь было три священника, которые совершали служение, был дьякон, при храме действовала даже церковно-приходская школа, а в 1888 году здесь была учреждена министерством и общая школа. Тем самым храм был не только духовным центром, но и образовательным, -- продолжает отец Владимир. -- Храм принимал участие в мероприятиях и культурного характера.
Жизнь храма остановилась
В начале 1929 года начинается широкое применение административных мер в борьбе с религией. В марте ВЦИК и СНК издали новое постановление о религиозных объединениях, которым запрещалось осуществлять благотворительную деятельность, обучать религии. По стране прокатилась волна массового закрытия церквей. Если в 1928 году было более 30 тысяч приходов (две трети от дореволюционного количества) в стране, то в 1929-м их осталось 1119.
Закрытые храмы часто использовались под производственные цеха, склады, квартиры и клубы. Разворачивавшееся социалистическое строительство требовало в те годы огромных средств, которых не хватало. Церковные ценности – лёгкий и доступный источник пополнения бюджета.
Наш Троицкий храм не стал исключением. После революции его духовная жизнь прервалась, причём очень жестоко: в 1931 году храм был закрыт, а священника сбросили с колокольни. Здание передали в отдел культуры до 1990 года, использовали как клуб, кинотеатр.
-- Другие церкви тоже переоборудовали в клубы, и с тех пор жизнь храмов остановилась.
Но если советское правительство так резко могло покончить с русской духовностью в стране, могло ли оно также быстро искоренить веру из людских сердец? Конечно, нет. Но об этом молчали, говорить вслух об этом было не принято, даже страшно. Но почти в каждой избе тихо молились сначала все домочадцы, затем – с течением времени – старушки и редко дети, в души которых вселили веру бабушки.
После долгого молчания…
…Но вот Советского Союза не стало, и с 1991 года храмы возвращаются Русской Православной церкви. Начинаются восстановительные работы и в нашем храме, но далось это прихожанам очень нелегко. И большую роль в этом благом деле сыграл наш земляк Сергей Ерёмин, человек, который всю жизнь выступает на защите справедливости, посредством поэзии, статей, очерков, дел он добился не одной высокой цели. В своей статье «На дороге к храму – шлагбаум бездушия и чванства», опубликованной в газете «Тюмень-2000» в номере 4 (36) от 29 января 1997 года он полностью описал все мытарства прихожан по «дороге к храму». Он писал, что уважаемые в районе старики «сделали в фойе уже бывшего кинотеатра скромный алтарь», а женщины покрасили и побелили.
В июне 93-го наш район посетил владыка Тобольско-Тюменской епархии епископ Димитрий и освятил то, что осталось от храма. А ещё за полгода до этого он дал благословение на регистрацию устава и восстановление Троицкой церкви в с. Викулово. Позже была заказана проектно-сметная документация. «Две трети её расходов по изготовлению оплатила районная администрация, а треть – бабушки от торговли свечами», -- писал Сергей Ерёмин. С необходимостью в священнике и продолжении восстановительных работ Сергей лично обратился тогда к владыке, когда в 1994 году епископ вновь посетил наше село. На приёме в администрации владыка сказал, что к следующей весне подготовит священника для нашего села, а глава, в свою очередь, пообещал построить для священника дом вблизи храма. Но этого не произошло…
-- Первым священником был отец Александр из Абатского, и под его усилиями начались дальнейшие работы по восстановлению, -- продолжает отец Владимир. – Я первый раз сюда приехал в 97-м году. Зрелище храма ужасало, даже возникали мысли, а возможно ли восстановить то, что было здесь раньше, тот проект, который нам показывали? Мы не верили, что это возможно, потому что состояние было плачевным. Но усилиями прихожан, администрации, других инициативных жителей храм восстанавливали.
Конечно же, финансирования никогда не хватало. Письма писались и губернатору, и епископу Димитрию (но в Тобольске тоже шли грандиозные восстановительные работы), в различные фонды, партии и даже Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Средства поступали медленно.
Но вот впервые после долгого молчания зазвонил колокол Свято-Троицкого храма. «Утреннюю службу и крестный ход провёл настоятель абатского храма отец Александр с участием воспитанников Тобольской духовной семинарии. 2000-летие Рождества Христова прихожане встретят в своём храме», -- писали в газетах. И это произошло только летом 2000 года!
Но работы в храме не заканчиваются по сей день. Первоначальный облик церкви почти воссоздан, но сколько ещё нужно! А финансирование идёт всё так же медленно…
-- Чтобы восстановить первоначальный облик, нужно много работать. За прошедший год мы установили купола – это собственные средства храма, пожертвования прихожан. Экономический кризис внёс серьёзные коррективы в финансирование, поэтому многие работы, которые были запланированы (ведь наш храм является ценнейшим исторически-культурным наследием) пока приостановлены, и область пока не спешит принимать какие-то новые программы по восстановлению нашего храма. Пусть сегодня работы идут скромнее, но они идут. Всё зависит от нашего желания. С Божьей помощью мы справимся…
О. СУББОТИНА
На снимках: в храме- кинотеатр, восстановление церкви, на службе отец Сергий
Фото из архива Т. Суховой