Медиакарта
6:21 | 4 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Нельзя привыкнуть к опасности

Нельзя привыкнуть к опасности
08:19 | 09 февраля 2011

В 2000 году в районной газете мы написали первую статью о ВИЧ. Она называлась «ВИЧ у нас не выявлен. Пока...» Буквально через два месяца медики сообщили о десятке заражённых вирусом иммунодефицита в Голышмановском районе. С тех пор количество заболевших увеличивается ежегодно. Первоначально сведения об этом смертельном заболевании вызывали у людей страх, панику. Сейчас кажется, что чувство опасности несколько притупилось. Каждый день мы слышим о новых угрозах: высокопатогенный грипп, диоксин в германской говядине, парабены в шампуне... Жить и бояться всего невозможно, но не надо пренебрегать правилами предосторожности, по возможности защищать себя и своих близких.

Врач-инфекционист Лидия Петровна Грицаева с ВИЧ-инфицированными работает не первый год. Сегодня на учёте — 67 больных. Контингент практически не меняется: конечно, кто-то меняет место жительства, кто-то, к сожалению, уходит из жизни. Заметно другим становится отношение больных к лечению. Если раньше приходилось на плановые осмотры доставлять в принудительном порядке, то сейчас люди обращаются сами. За советом, за консультацией, за лекарствами: каждому хочется пожить подольше. Тем более, что при современных методах лечения это вполне достижимая цель. По словам Л.П. Грицаевой, за прошлый год выявлены 11 вновь заболевших, и это на одного человека больше, чем в предыдущем 2009. Из этих 11 всего двое мужчин, остальные — женщины. Самое обидное, что вирус в крови обнаруживается, когда женщина встаёт на учёт по беременности и сдаёт тест на ВИЧ. Пять женщин выявлены именно таким путём. При каждом новом случае врачи должны выяснить, каким образом произошло заражение:

Отвечают по-разному, – рассказывает врач-инфекционист. – Некоторые недоумённо пожимают плечами, мол, что, я всех помнить должна? За одну женщину прямо больно было: никоим образом себя не поберегла. Мужчина предупредил её о своей болезни, но она, наивно думая, что они всегда будут вместе, решила не предохраняться. Через полгода этот мужчина бросил её, уже беременную и инфицированную. У других правды так и не можем добиться: женщина пришла сама и пожелала сдать кровь, результат оказался положительным. У второй был сомнительный результат, видимо, «застали» как раз инкубационный период заболевания, потом перешёл в положительный. Муж здоров, она всяческие контакты на стороне отрицает. ВИЧ-инфицированные дают расписку в том, что знают об уголовной ответственности за сознательное заражение партнёра. Но кое-кто на вопрос о контактах называет тех, кто уже состоит у нас на учёте. Если захочет подать в суд – может выиграть дело.

В Голышмановском районе родились 19 детей от инфицированных матерей. Самое большое количество родов — семь — было в прошлом году. В том случае, если женщина во время беременности проходит курс антивирусной терапии, риск родить больного ребёнка снижается до двух процентов! Но по статистике, далеко не все женщины встают на учёт и соблюдают рекомендации врачей. В нашем районе, как сказала Л.П. Грицаева, согласно приказу департамента здравоохранения Тюменской области, все ВИЧ-инфицированные беременные женщины получают противовирусные средства: во время беременности, в процессе родов, и новорожденные дети. До полутора лет они состоят на учёте, раз в три месяца сдают кровь на ВИЧ. К счастью, ни у одного ребёнка вирус иммунодефицита не обнаружен.

Тем не менее, противовирусная терапия — не стопроцентная гарантия того, что ребёнок родится здоровым. Но это мало кого останавливает, – рассуждает Л.П. Грицаева. – К примеру, одна родила весной, осенью – опять беременная. Что это – инстинкт оставить после себя потомство? У нас на учёте 11 супружеских пар. Возраст больных – от 24 до 42 лет, у части, конечно, уже есть серьёзные хронические заболевания. У одного человека есть группа инвалидности именно из-за ВИЧ.

Случаи заболевания ВИЧ-инфекцией выявляются тогда, когда начинаются клинические проявления болезни. К примеру, обязательно сдают тест больные туберкулёзом, опоясывающим герпесом, особенно настораживают эти диагнозы у молодых. Большинство инфицированных живут в посёлке, но есть таковые и в сёлах:

Конечно, «ловят» вирус они где-то за пределами деревни, – предполагает инфекционист. – Особенно удивляют девчонки: из глубинки вырвутся в город, из-под опеки родителей, и такое ощущение, что их там подкарауливают.

Лечение ВИЧ проводится по показаниям. Человек годами может спокойно жить, хорошо себя чувствовать. В этих случаях нет смысла назначать сильнодействующие лекарства. Лишь, когда начинаются изменения в анализах, иммунограмме, встаёт такой вопрос. Для больного ВИЧ всё лечение совершенно бесплатное, расходы берёт на себя государство. Каждый пациент получает два-три наименования препаратов, одна коробочка лекарства в среднем стоит 25 тысяч рублей, а лечиться приходится месяцами. Терапия даёт ощутимый эффект:

Три года назад у одного пациента был неблагоприятный прогноз: жалобы, ухудшение состояния, – рассказывает Л.П. Грицаева, – если норма клеток крови должна быть 500 единиц, то у него было 5-6. На сегодня — уже 300 благодаря препаратам, которые человек принимает на протяжении этих лет. По статистике, основной путь передачи вируса — половой, на втором месте — внутривенное употребление наркотиков. Минимален процент передачи ВИЧ от матери к ребёнку при противовирусной терапии, строго соблюдается стерильность при выполнении различных медицинских манипуляций с целью – не допустить попадания инфекции.

Может быть, изобретут в скором времени лекарство, которое позволит больным ВИЧ совсем излечиться, или появится вакцина против этого вируса, вот только пути его передачи останутся неизменными. И защита от него — только собственное благоразумие и осторожность.

Ирина Шадрина