24 января в районном комитете по образованию за «круглым столом» собрались члены координационных советов трёх базовых школ района - Уватской, Туртасской и Демьянской.
На заседании обсуждались актуальные вопросы, связанные с повышением качества образования, решаемые как на районном уровне, так и на уровне сети образовательных учреждений при базовых школах: о проекте муниципальной системы оценки качества, о моделировании дальнейшего развития школьных округов, о повышении эффективности сетевого взаимодействия в решении задач модернизации образования, об оптимизации распределения ресурсов базовых школ.Целью деятельности координационных советов является координация работы школ по обеспечению доступности качественного образования детей, проживающих в сельской местности, путем эффективного использования учебных, материально-технических, кадровых и бюджетных средств базовых школ.
В состав советов базовых школ входят директора, представители органов местного самоуправления, советов ветеранов, школьных родительских комитетов, управляющих советов и других общественных организаций.В начале заседания руководителем информационно-методического центра комитета по образованию Е.Д. Мальцевой был представлен к обсуждению проект механизма системы муниципальной оценки качества образования, включающий в себя оценку качества образовательных результатов, условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, и качества управления образовательной деятельностью.
Заместитель председателя комитета по образованию Н.В. Корчёмкина сделала анализ работы комитета по образованию и педагогических коллективов школ района по повышению качества образовательных результатов. Так, уровень общей успеваемости в Уватском районе на протяжении последних лет остается стабильным, а уровень качественной успеваемости вырос с 31,5 до 40,1 процента. Удельный вес выпускников, сдавших единый государственный экзамен в 2010 году по всем выбранным предметам, равен 100 процентам, что говорит о повышении конкурентоспособности выпускников нашего района. По сравнению с прошлым годом улучшен средний итоговый балл по математике - с 46,7 до 49,5, что выше среднего балла по Тюменской области. По русскому языку средний районный балл остается стабильным, однако по-прежнему не достигает областного показателя. На протяжении последних двух лет растет средний балл по обществознанию, биологии, истории, информатике, химии.
С учетом данных показателей и проблем членами координационных советов в начале учебного года были утверждены совместные планы работы школ района внутри школьных округов на 2010-2011 учебный год.
Действующий мониторинг эффективности деятельности базовых школ за первое полугодие текущего учебного года показал целенаправленную работу образовательных учреждений в сетевом взаимодействии. А именно: были проведены совместные элективные курсы для учащихся Демьянского школьного округа; 6 методических советов по вопросам формирования компетенций учащихся, созданию технологических карт учащихся, осуществлению индивидуальных траекторий развития одаренных детей, по обмену опытом работы в сложных вопросах подготовки к ЕГЭ в Демьянской, Туртасской и Уватской базовых школах; 8 дней психолога в школах округа с участием психолога Демьянской базовой школы; 2 занятия психолога и логопеда в школах сети Уватской базовой школы; мероприятия сетевых научных сообществ учащихся школьных округов Демьянской и Туртасской базовых школ; 5 лабораторных работ для учащихся малокомплектных школ Демьянского школьного округа.
Также в соответствии с планом работы всех базовых школ выстраивается работа по привлечению к участию во внеучебной деятельности детей «групп особого внимания», работа по изучению и распространению передового педагогического опыта в виде мастер-классов, взаимопосещения уроков, фестивалей педагогических идей, защиты учебно-методических комплексов, эффективно используемых методик и технологий обучения.
Вторым вопросом в повестке «круглого стола» было обсуждение совместной работы членов координационных советов школ по принятию управленческих решений по вопросам повышения качества предоставления образовательных услуг.
Вновь было подчеркнуто, что координационные советы являются частью государственно-общественной системы управления образовательными учреждениями и их основные задачи - это участие в определении стратегии развития и приоритетных направлений деятельности школ, оказание действенной помощи по совершенствованию процесса воспитания детей и распространению лучшего опыта среди педагогов.
Директор Туртасской школы Л.Д. Маслюкова поделилась с коллегами опытом работы координационного совета, направленной на повышение качества образования. Людмила Дмитриевна обратила внимание на то, что учебный процесс во всех образовательных учреждениях школьного округа неразрывно связан с внеклассной воспитательной работой и внеурочной предметной деятельностью учащихся. В этом Туртасская школа плодотворно сотрудничает с районным Домом детского творчества и советом ветеранов.
В докладе М.А. Ждановой, директора базового МАОУ «Уватская СОШ», анализировалась практическая помощь педагогам Уватского школьного округа. Так, на базе школы с участием специалистов Тюменского областного государственного института развития регионального образования в рамках единого методического дня проводятся семинары, повышающие профессиональный уровень педагогов. На 2010-2011 учебный год с участием психолога и логопеда базовой школы были составлены индивидуальные программы для детей с ограниченными возможностями. С целью повышения качества преподавания предметов естественного цикла в образовательные учреждения школьного округа были переданы на текущий учебный год отсутствующие наглядно-демонстрационные учебные пособия. Кроме того, школами систематически используются разнообразные библиотечно-информационные ресурсы: диски, электронные учебники, учебно-методические комплексы.
О технологии сетевого взаимодействия образовательных учреждений Демьянского школьного округа рассказала И.П. Захарова, директор Демьянской СОШ, где активно работают по выявлению и поддержке одаренных детей, реализуя программу «Развитие интеллектуально-личностного потенциала учащихся в условиях базовой сельской школы». В рамках мероприятий, запланированных базовой школой совместно с социально-психологической службой, отрабатывается система работы по выявлению уровня одаренности детей младшего и среднего возраста, проведению олимпиад и конкурсов, в которых смогут проявить свои способности учащиеся даже самых отдаленных школ округа.
Определили участники встречи и вопросы для обсуждения на ближайших координационных советах школ: это совместная работа школ по профориентации, сетевому предпрофильному и профильному обучению, эффективной организации внутришкольного тестирования учащихся 10-х и 11-х классов в период подготовки к ЕГЭ.
Подводя итоги совещания, члены координационных советов решили, что начатую работу необходимо продолжать и еще плодотворнее использовать технологии сетевого взаимодействия в системе образования Уватского муниципального района, в том числе и в части внеурочной деятельности школьников.
Сегодня базовые школы - ресурсные центры - должны стать центрами взаимодействия участников образовательного процесса. Одной из главных задач современного образовательного учреждения является создание условий для воспитания грамотного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном обществе.
Лариса ФИЛАТОВА