Медиакарта
20:23 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Кузница сельских талантов

Кузница сельских талантов
08:49 | 10 марта 2010
Источник: Наша жизнь

(Окончание. Начало в № 14-15)
Про танцы и агитбригады

Танцы и пляски в жизни людей наряду с пением были и остаются самыми доступными видами творчества. Они уходят своими корнями в первобытное общество, когда человечество было объединено родами, племенами, а позднее народностями. Эти средства самовыражения на протяжении нескольких тысячелетий проходили естественный отбор и предстали пред нами в виде балета как вершины танцевальной культуры и более простых составляющих: вальса, кадрили, танго, твиста и прочее. Надо сказать, что танцы в отличие от народных плясок получили в обществе наибольшее развитие в период его расслоения на богатых и бедных. Пляски устраивались во дворах и на улицах, в кабаках и ресторанах. Танцы переселились в дворцовые залы. Музыкальное сопровождение первых – гармошка и балалайка, вторых – струнные и духовые оркестры и ансамбли.

Развитие и тех, и других шло параллельно друг другу, не соприкасаясь. С появлением передатчиков звука (патефонов, радио, проигрывателей, магнитофонов), музыка, создававшаяся для избранного общества, всё больше становилась доступной для народных масс. Ну а где музыка – там и танец, ей соответствующий. И вот в вальсах закружилась рабочая молодёжь, к вальсу присоединилась кадриль, да не дворцовая, а народная, с элементами пляски.

Русский балет, снискавший мировую славу ещё в XIX веке, не был уничтожен революцией 1917 года. Однако в культуре государства его позиции пошатнулись. В 30–40 годах широкое распространение получили ансамбли песни и пляски, репертуар которых основывался на народных традициях. Были созданы и чисто профессиональные коллективы – такие, как ансамбль Игоря Моисеева «Берёзка». Но наиболее масштабной в те годы стала массовая танцевальная культура. В выходные дни фойе сельских клубов и городских дворцов культуры, танцплощадки горсадов и парков культуры и отдыха до отказа заполнялись молодёжью. Танцы как форма организации досуга стали неотъемлемым, а зачастую и основным видом деятельности культпросветучреждений. Что наблюдается и до сих пор. Вальсировавшие или медленно двигающиеся в ритме танго пары – главное действо танцевальных вечеров в 30, 40 и 50-е годы. В «потеплевшие» 60-е годы к вальсу и танго стремительно присоединяется чарльстон, а потом твист. Несложные движения этих танцев отрабатывались (как ни странно) не на официальных площадках, а на «пятачках». Старшее поколение помнит их. Для младших объясняю, что «пятачками» назывались уличные площадки возле домов, где собирались 14-15-летние мальчишки и девчонки. Под гармошку они танцевали, как говорилось, «до упаду». «Пятачки» были местом первых вздохов и поцелуев, свиданий, разборок из-за любимых. В Казанском таких «пятачков» было до десятка. Кто-то ходил только на один, кто-то на два-три. Это летом. Зимой подростки танцевали на школьных и классных вечерах. Правда, на современные танцы там был наложен строжайший запрет.

В 16-17 лет воспитанная на «пятачках» и вечерах молодёжь выходила, так сказать, в свет. Гладились через марлю узкие брюки со стрелками, модные чёрные и красные рубашки. До блеска вороньего пера чистились родительские ботинки. Большинство парней носило модную причёску «ёжик». На клубных танцах запретов на чарльстон и твист не существовало.

Здесь «отрывались по полной». Как я уже говорил, танцевали под живой аккомпанемент – баян. Помню, выходил с инструментом Пётр Николаев, которому в то время было уже далеко за тридцать, садился на стул, накрывал колени бархатной накидкой, чтобы брюки не стёрлись, надевал на два ремня баян и начинал играть. И вот уже кружились и прижимались друг к другу пары, уходили прочь заботы и проблемы. И в унисон начинали биться сердца влюблённых. Танец объединял и соединял, растрачивал невостребованную за день энергию, помогал уйти от действительности.

В начале 60-х на смену баянисту Николаеву пришёл совсем молоденький Александр Колмогоров, закончивший к тому времени школу баянистов. Ныне покойный Александр Фёдорович Колмогоров являл собой, не побоюсь этого утверждения, целую эпоху в культурной жизни не только райцентра, но и всего района.

Я часто прохожу мимо стендов «Почётные граждане района» и «Заслуженные люди села». И пусть меня простят за субъективное мнение, но на месте фотографий некоторых незаслуженно заслуженных хотелось бы видеть других незаслуженно забытых. К последним я отношу Александра Фёдоровича. Он отдал развитию культуры села почти четыре десятка лет, а то и больше. Четверть века он был бессменным аккомпаниатором в Казанском доме культуры, потом аккомпаниатором в детском саду. Конечно, баянист Колмогоров не вписывался в рамки понятий партийных идеологов и их последователей в современной России как человек высоких моральных устоев и качеств. По-другому и не могло быть. Ведь клуб и его работники в глазах функционеров всегда считались рассадником разгульного образа жизни.

Да, люди творческие были и остаются в большей степени, чем другие, подвержены порывам и страстям, душевным и профессиональным кризисам. Их публичность порождает сплетни об их недостойном поведении в обществе. И вот уже прилипает к человеку чёрная метка. Но кто знает истину? Кто знает то, что творится в его душе? Только самые близкие люди. Людская молва зачастую и подогревает отношение властей предержащих к публичным личностям.

Чего греха таить, случалось, что клубные работники выпивали после концертов, репетиций. А кто этого не делал? Разве для кого-то были секретом уик-энды партийных, советский и хозяйственных руководителей на лоне природы, в казахских аулах? Но кто их за это наказывал? Хотя, конечно, случалось, но редко и скрытно. Мальчиков для битья находили среди работников клубов, тренеров, руководителей спортивных обществ, которые не входили в состав элиты. Но не про это сейчас разговор. Суть дела в том, что большинство из «элиты» понятия не имело о работе этих людей. Ей важен был конечный результат. А то, что касается повседневного труда над разучиванием мелодий, во время ежедневных репетиций, подготовки концертов – так это считалось не работой, а развлечением.
– Что тут сложного: на кнопки нажимать, ногами дрыгать да песни петь, – рассуждали некоторые.
Попробовали бы сами.

Колмогоров был трудягой. Его редко можно было увидеть без дела. Таким он и запомнился – склонившимся над пюпитром с нотами. Александр Фёдорович был человеком компанейским, обладал незаурядным чувством юмора. Легко принимал шутки в свой адрес, подшучивал над другими. Обладал он даже в молодые годы удивительной не по возрасту рассудительностью, пониманием жизни. А ещё Александр Фёдорович умел слушать собеседника. Это редкий дар. Не случайно к нему обращались за советом, изливали душу. Бессребреник, он с лёгкостью давал взаймы последний рубль. Он пользовался огромным авторитетом среди участников художественной самодеятельности. Сколько коллективов, ансамблей, дуэтов, солистов взрастил он – сосчитать трудно. Однако вернёмся к танцам. Так вот, в те годы наряду с массовыми танцами в моду стали входить сценические танцы и даже балет. Я имею в виду райцентр. В 1964 году после окончания «кулька» (Тобольского культпросветучилища) в Казанское по распределению приехал хореограф Иван Алексеев. Почти в это же время после службы в армии вернулся на родину Анатолий Фролов. Незаурядный талант привёл его в годы службы в ансамбль песни и пляски Сибирского военного округа. Это был профессиональный коллектив, гастролировавший по самым крупным городам Сибири и Дальнего Востока. Годы, проведённые в ансамбле, сделали Анатолия настоящим танцором. Руководители отдела культуры постарались, чтобы эти два специалиста остались в районе. Иван начал руководить балетной студией. Анатолий занялся созданием ансамбля народного танца. Балет в Казанке! Своими глазами балет почти никто не видел. Разве только в кино. В единственной репетиционной комнате вдоль стен были смонтированы танцевальные станки – разновысотные круглые деревянные брусья. И пошли учиться балету 10–12-летние девчонки. Учились держать спину, осваивали основные позиции ног, делали простейшие движения рук.

Помню, как в дом культуры пришла посылка с пуантами – балетными тапочками. Рассматривали их словно заморскую диковину. И вот уже девчонки в пуантах и коротких юбочках-пачках, стали соединять элементарные движения у станка в простейшие балетные рисунки. Не помню, сколько человек занималось в студии, но не меньше тридцати. К сожалению, Алексеев в 1965 году был призван на службу. Однако до возвращения его из армии с девчонками продолжал заниматься Анатолий Фролов. Но главным его детищем был коллектив народного танца. В нём занимались в основном парни 15–17 лет. Анатолий Андреевич был не только талантливым исполнителем. Он был талантливым хореографом и постановщиком танцев. Буквально через несколько месяцев коллектив вышел на сцену и стал неизменным участником всех концертов. В коллективе было несколько человек, обладавших талантом. Это Александр Бушин, Валерий Ногин, Александр Богданов. Они стали первыми солистами танцевального коллектива.

Конечно, никто из балетных студийцев и участников коллектива народного танца не мечтал о профессиональной сцене. Слишком поздно начали заниматься. Но то, что у них появились лёгкая походка, раскованность в движениях, что они просто полюбили танцевальное искусство – это бесспорно.

Вспоминая клуб 60-х, нельзя не упомянуть о такой форме театрализованного действа, как агитбригада. Агитбригада – детище советских идеологов. Средствами искусства синеблузочники более чем полвека агитировали трудящиеся массы повышать производительность труда, бороться с негативными проявлениями действительности. Всегда ли они играли сполна отведённую им роль, сказать трудно, но их выступления на производственных участках, будь то заводской цех или хлебное поле, вызывало неподдельный интерес зрителей. Пропуская мимо ушей «речёвки», в которых был главный смысл агитации, рабочие и аграрии с удовольствием слушали песни, частушки, сатирические куплеты и аплодисментами встречали танцоров. Состав агитбригады был невелик – 6–8 человек. Костяк, как правило, составляли работники дома культуры. К ним добавлялись участники художественной самодеятельности, умевшие хорошо владеть словом, петь и танцевать. И если в конце 50 – начале 60-х годов агитбригада довольствовалась поездками на полевые станы (я имею в виду село) в кузовах грузовых машин, то где-то в 1964 году в районе появился первый автоклуб, оборудованный передвижной киноустановкой, проигрывателем, радиоприёмником, усилителями звука. С этой поры агитбригадчики имели собственного "коня"! В посевную и уборочную под открытым небом давали они по 3-4 выступления в день. В 60-е годы постоянными участниками агитбригады были Б.Калинников, И. Гиричев, А. Фролов, А. Колмогоров. Запомнились казанским зрителям по выступлениям в агитбригаде Т. Третьякова, Н. Пономарёва (Терехова), А.Чебакова (Плесовских), Л. Сергеева (Шахлина).

Агитбригада Казанского района неоднократно становилась лауреатом и дипломантом областных и зональных смотров. Коллектив отличался оригинальностью сценариев, высоким сценарическим мастерством.
В 1964 году я в качестве зрителя смотрел выступление земляков на летней эстраде Тюменского горсада. Смотрел, радовался за них, гордился ими.

Время оттепели не закончилось с отстранением от власти Н.С. Хрущёва. Ещё долгие годы звучали со сцен стихи Евтушенко, Рождественского, Вознесенского. С магнитофонных лент звучал надрывный хрипящий голос Высоцкого. Оттепель дала почву для развития бардовской песни. Наступала совершенно другая эпоха – эпоха вокально-инструментальных ансамблей, эпоха диссидентского движения, эпоха развитого социализма, приведшего в конце концов к краху коммунистической империи. Наступала эпоха комсомольских строек, новых талантов. Но об этом пусть расскажут другие. Я в те годы жил далеко от родных мест.

Леонид АНДРЕЕВ
Фото из личного архива
героя статьи
На снимке: Агитбригада во время праздника "Проводы русской зимы". Верхний ряд: (слева направо) Л. Конькова, В.Кошкаров, И. Алексеев, А. Фролов, А. Бушин. Нижний ряд: (слева направо) А. Колмогоров, А. Плесовских, И. Гиричев