Медиакарта
7:40 | 23 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мы оперу, мы оперу, мы очень любим оперу!

Мы оперу, мы оперу, мы очень любим оперу!
13:46 | 09 февраля 2011

Текст Елизавета Тихонова


-Я оперу вааще не люблю.

-Почему?

-А я её ни разу не видел.

-То есть, не слышал.

-Ну и не слышал тоже. А чё там хорошего?! Я телек как-то включил, воют-воют, нич-чё не понятно, фигня какая- то! Сразу и выключил.

(из разговора с нашим современником)


Да, не каждый в наше трудное коммерческое время может похвастаться тем, что видел оперу не по телевизору, а в зале. Да, и вообще, похвастаться тем, что его интересует этот жанр. Хотя, если разобраться, нашего современника может со временем перестать интересовать любой жанр, который заставляет думать, размышлять и развиваться соответственно.

Собственно, на этом сопротивлении можно было бы закончить статью и обвинить тех, кто не любит оперу, в ограниченности, похвалить тех, кто посвятил ей жизнь и на этом закончить, но так неинтересно. Даже скучно. Начну чуть-чуть издалека. Много лет назад, когда я ходила по улицам нашего города, я всё время думала: почему такие хорошие, добрые, талантливые люди живут в таком сером городе? Помните, о нашей Тюмени говорили так: «Тюмень - столица деревень». Но мы всё равно любили её. Она ж родная, она ж своя! Жалко её, ну как больного ребёнка. Я усыпила свою мечту на много лет, забыла о ней. Но вот, проснувшись однажды утром, посмотрев в окно, я не узнала свой город. Я вышла на улицу… О! Что это?

Мой город изменился до неузнаваемости. Он стал красив, в нём появилось много новых зданий, а, самое главное - так много парков, скверов, где молодые пары гуляют со своими детьми, и среди них встречаются счастливые лица. Много цветов. А это всегда радость! И есть чувство, что тебя, жителя города, любят. Представляете! Это в наше то тяжёлое, кризисное время, когда, как говорят нам по телевизору, никто никому ничем уже помочь не может. И есть надежда. А вдруг выживем, и дети наши ещё увидят « небо в алмазах». Ведь «не хлебом единым», помните?

Так вот, я добралась до сути.

Вот уже четвёртый год в Тюмени работает удивительный проект «Опера в Тюмени». Слышали? Вот-вот. Ну а если не слышали, прислушайтесь. А как прислушаетесь, то услышите пение. И что удивительно, понятно, что поют, и не хочется выключить свой слух и зрение, а хочется, сидя в зале, спросить: «Я не ошиблась, я в Тюмени нахожусь?». И сама себя успокою: « Так, душенька, так. Туточки, в Тюмени».

Откуда опера? Откуда уже четыре полноценных спектакля, интересные молодые актёры и планы на будущее?

За ответами на эти вопросы мы отправились к художественному руководителю проекта «Опера в Тюмени» заслуженному работнику культуры РФ Римме Петровне Орловой:

-Римма Петровна! Вот уже который год вы радуете зрителей, и маленьких и взрослых, своими музыкальными спектаклями. Откуда такое увлечение оперой?

-Я работаю в колледже искусств уже почти 35 лет, преподаю академический вокал. В программе обучения вокалистов есть такие предметы как сценическая подготовка и оперный класс. Когда ещё был жив мой муж, Виктор Андреевич Орлов, заслуженный артист России, герой Великой Отечественной войны, актёр Тюменского театра драмы, мы решили делать не просто отрывки из опер, а взялись за цельное музыкальное произведение, за оперу Е.Фомина « Мельник - колдун, обманщик и сват» и так увлеклись, что следом за ним поставили ещё спектакль, а потом ещё…

При колледже тогда был симфонический оркестр под управлением Евсея Шапиро. И опера Сергея Рахманинова «Алеко» объединила вокальное отделение, театральное, музыкантов оркестра. Многих творческих людей. Дети, участвовавшие в спектаклях, сейчас они уже взрослые люди, тепло вспоминают тот опыт.

Прекрасное было время. И театр мы вместе с Виктором Андреевичем открыли. Тюменский экспериментальный оперный театр. Залы были полные, зритель познавал оперный жанр. Тогда ещё, помнится, и оперные театры страны ездили к нам на гастроли. Люди же хотят музыки. А опера - это не скучный жанр, а удивительное живое зрелище.

Я так думаю, что современный музыкальный театр имеет в своих руках всё то, что может быть интересно зрителю. Это живая музыка, это красивые голоса, молодые лица. Нужно только придти в зал и услышать. Да, тогда у театра были планы, хотели поставить спектакль для детей. Виктор Андреевич мечтал поставить «Кошкин дом». Но…

-Театр просто закрыли?

-Всё непросто. Помните, какое время было? Всем было тяжело. Не до театров, тем более экспериментальных.

- Ну а потом…что потом произошло?

-Потом мы молчали почти 10 лет. Нет, мы жили, работали, но в 2005 году Виктор Андреевич ушёл от нас. И вдруг ко мне подошли люди и сказали: «А давайте в память о Викторе Андреевиче поставим « Кошкин дом», ведь он так об этом мечтал». Знаете, у меня появились силы, я поняла, что в нашей жизни многое решает хорошая память о ком-то или о чём-то. Я обратилась в правительство Тюменской области, и меня услышали. Мы начали этот проект. Если бы те, кто нам помог, видели глаза детей на этих спектаклях! Я думаю, они бы порадовались своему решению.

-А как маленькие дети слушают оперу, ведь трудно, наверное, им?

-Что вы! Они так увлечены музыкой, живыми голосами, что смотрят не отрываясь и, что радует, приходят ещё раз. Мы строим свой репертуар так, чтобы постепенно маленький человек вошёл в эту культуру, его важно не отпугнуть, заинтересовать. А он потом и родителя заинтересует. У нас ведь самые разные спектакли. Опера Павла Вальдгардта «Кошкин дом» - это уже классика, дети многих поколений выросли на этой опере.

Спектакль яркий, красочный, много действующих лиц, есть и дети, учащиеся музыкальной школы. И оркестр в этой опере есть. Это оркестр «Баян- каприччио» под управлением заслуженного работника культуры Ларисы Михайловны Хоменко, она тоже много лет преподаёт в нашем колледже. В этом оркестре уже мастера. Это те, кто закончил наш колледж много лет назад, потом консерваторию, аспирантуру. Это элита нашего города, и очень важно не потерять этих людей, важно, чтобы они оставались в профессии, занимались нашими детьми. Жизнь человека, занимающегося творчеством, в наше время очень сложна. Зачастую в нашей стране для культуры многое - по остаточному принципу. Мол, накормить людей надо, одеть, а уж культурка-то подождёт. Вечная тема творческого человека. «Золотой цыплёнок» - спектакль для детей и их родителей, тёплая, добрая история о добре и зле. Малыши ведь должны познавать мир. Там нам аккомпанирует музыкальное трио. Ну, а опера Е.Фомина « Мельник - колдун, обманщик и сват» имеет давние традиции. Это одна из первых комических опер 18 века и идёт она так, как шла много веков назад. Оказалось, что вопросы того времени современны и сейчас, и смотреть спектакль интересно не только маленьким, но и взрослым. Сейчас мы готовим новый проект, он состоится в апреле.

-В афишах стоит имя режиссёра - Елена Орлова. Однофамильцы?

-Елена моя дочь. Она актриса, но она тоже не стоит на месте, постоянно что-то ищет в себе: то кино снимает, то спектакли ставит, сама играет. Она уже 23 года в профессии, заслуженная артистка. Учится в Москве режиссуре музыкального театра. Вот уже четвёртый год со мной. Появилась в проекте случайно, была острая ситуация с первым спектаклем, и она, бросив всё, приехала из Самары и поставила оперу «Кошкин дом». Теперь на счету у неё четыре работы в Тюмени.

-Семейственность, в общем, процветает…

-Пусть процветает, если за близкого человека не стыдно и если он умеет делать дело. Зато на такого близкого можно положиться. А в деле это важно. Елена помимо режиссуры взяла на себя очень сложные вопросы по организации нашего проекта, по его продвижению, одной бы мне было очень сложно.

-Римма Петровна, расскажите о ваших артистах.

-Началось всё со студентов и преподавателей колледжа искусств. Они и сейчас основа труппы. За эти годы много ребят, моих учеников, уехали из города, выучились и теперь работают в самых разных театрах страны, за рубежом, преподают и уже сами имеют своих талантливых учеников. Конечно, кто-то из них остался в Тюмени. Процесс постоянный - кто-то уезжает, кто-то остаётся, но связь с теми, кто уехал, мы не теряем. Некоторые из них заняты в наших спектаклях и приезжают к нам на малые гастроли в Тюмень уже как приглашённые солисты.

Кто-то из ребят, закончив колледж, остаётся здесь, учиться в Тюменской академии культуры и искусств. Из них кто-то обязательно потом останется в Тюмени, в своём родном городе, а тут уже и театр можно строить. Музыкальный театр для детей и взрослых, о котором мы так мечтаем.

-Думаете, будет такой театр в Тюмени?

-Очень хочу. Мечтаю, чтобы как можно больше детей пришли к нам в зал, на наши спектакли. Они ведь в театр придут, а не в подворотню, пить пиво и водку. Они музыку слушать придут и своих детей потом приведут. Сейчас в Тюмени есть какой-то прорыв. Он чувствуется во всём. Посмотрите, какие у нас школы, сады, больницы! Надежда появляется. Даже у пенсионеров ( смеётся).

-Римма Петровна, а что дальше? Есть планы на будущее?

-Планов очень много. В декабре мы хотим провести в Тюмени оперный марафон. Будут показаны все спектакли проекта, проведены мастер-классы ведущих педагогов России, консультации по вокалу для всех желающих, ну и, конечно, концерт учеников и выпускников колледжа обязательно сделаем. А параллельно с этим будем новый спектакль готовить. Знаете, формы музыкального театра многообразны, это и опера, и музыкальный спектакль, и мюзикл. Главное, чтобы зрителю было интересно и дети наши делом занимались!

Вот такой у меня получился разговор с человеком, у которого до сих пор есть мечта. Говорят, мечты сбываются. Вот и моя сбылась. Я хотела жить в красивом и чистом городе - живу. Иду по городу и радуюсь. Римма Петровна Орлова мечтает о музыкальном театре для детей и взрослых. Я загадала: пусть её мечта сбудется, я тоже хочу сидеть в уютном зале со своим ребёнком, потом с внуками, слушать красивое пение и прекрасную живую музыку и быть с ними, со своими детьми и внуками единым целым, и от этого тоньше чувствовать и понимать друг друга. Музыка к этому располагает! В апреле в Тюменском театре кукол я увидела уникальное зрелище. Я пришла в зал со своим сыном, а на сцене пели дети 4-5 лет. Они пели про колобка. Это был « Вечер детской оперы», нам показали три детских спектакля в исполнении детей самого разного возраста. Дети на сцене - дети в зале. Что может быть прекраснее! Но что приятнее всего - то, что дети в зале были с родителями.

Я открыла программку и прочитала призыв устроителей этого вечера:

«Малыш, приведи родителя в театр!». Слушайте, а ведь привели же. Представляете!